Даниил Сысоев/Антропология Адвентистов и Свидетелей Иеговы/ Библиотека Golden-Ship.ru

Для них это в первую очередь восстановление разложившихся тел. Для них нет ничего в человеке, что пережило бы смерть. Но так ли учит нас Библия? Правда ли, что Священного Писание учит не о воссоединении распавшегося единства души и тела, а о новом творении из использованного материала? Как справедливо замечает Г.Д. Берри, “в 1 Фессалоникийцам 4:14 он (ап. Павел – свящ. Д.С.)

решительно утверждает, что пока тела верующих ожидают в могиле всеобщего воскресения, души их отнюдь не находятся в бессознательном состоянии. Это видно даже из “Нового всемирного перевода”: - “Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и усопших (в смерть) в Иисусе Бог приведет с Ним”. Заметьте, что хотя тела верующих и находятся в могиле, их настоящие личности – души – пребывают с Христом и вернуться вместе с Ним при Его явлении.

По втором пришествии Христа тела умерших восстанут из могил и воссоединятся со своими душами и духами. Если предположить, что после смерти верующие остаются в могилах в бессознательном состоянии, то как тогда Бог может привести их с Собой?”[284]. 8.2. Вопрос самотождественности Но тут возникает вопрос: «почему собственно это существо будет именно тем Петром или Марией, которые умерли много лет тому назад?

Почему эта комбинация атомов называется именно так, а не иначе? Чем обеспечивается самотождественность умершего и воскресшего?» Надо сказать, что и адвентисты, и иеговисты понимают суть проблемы и хотят выйти из затруднительного положения апеллируя к памяти Божией. Так иеговисты говорят: «Да, те, которые находятся в памяти Бога, будут возвращены к жизни»[285].

Подобным образом рассуждают и адвентисты: «Возможно, смысл этих интересных слов (Екк. 12, 7) и заключается в упоминании о сохранении памяти о конкретном «я». Не только дар жизни возвращается к Тому, Кто дал его, но и каждая драгоценная, неповторимая личность фиксируется там некоторым образом до дня воскресения. Или, может быть, уместно было бы использовать современную терминологию: «хранится в небесном банке памяти»?

Бог помнит, и поэтому у нас есть будущее — жизнь после этой жизни. Один из доводов в пользу веры в бессмертие души вытекает из необходимости сохранения индивидуальности. Каждая личность, существующая в живом, меняющемся потоке, имеет свою самобытность. (Интересно отметить, что Платон воспринимал душу неизменной, в то время как тело, по его мнению, подвержено переменам.)

Идея будущего, в котором между двумя этапами существует разрыв, бросает вызов чувству индивидуальности. Если я не существую в период между двумя фазами моего существования, то будет ли мое воскрешенное «я» той же личностью, которая после смерти распадается в «прах»? Библия несет весть о том, что я действительно существую. Даже после смерти я присутствую в разуме Божьем подобно тому, как высыхающие реки юго-запада продолжают для нас существовать[286].

Именно Он обеспечивает преемственность между настоящим и будущим. Тот, Кто способен счесть все волосы у вас на голове (по выражению Иисуса), сохраняет (говоря современным языком) данные обо всем комплексе нашей психоневрологической деятельности, о биохимических особенностях ДНК, о памяти, личности, характере, особенностях поведения, то есть индивидуальности.

Он помнит все это и воссоздаст это в целостности в назначенное время — в миг воскресения. Безусловно, для того чтобы поверить в это, необходимо обрести сначала веру в безграничные возможности Творца, — как вы помните, это тоже одна из библейских концепций. Подобная рекреация (воссоздание) окажется значительно более сложной задачей, чем начальное творение.

В библейс­кой модели человек появляется на сцене как абсолютно новое творение. В момент же воскресения Бог тоже творит, учитывая при этом прошлые характерные черты и нужные изменения. «Обновление, которое, по словам Павла, произойдет в момент воскресения искупленных, избавит человека от всего злого, что не составляет истинную суть его личности.

Некоторые из поступков человека сейчас не отражают его истинную сущность как дитяти Божьего. В будущем ничего подобного уже не будет. Поэтому можно говорить о том, что в момент воскресения восстанет наше совершенное, «прославленное» «я». Будущее впереди также совершенно. Но такое «прославление» не исключает преемственности индивидуального. Концепция непрерывно происходящих в человеке изменений требует некоторой избирательности со стороны Бога»[287].

Но то, что Бог помнит о человеке и о всех его помыслах и делах сделает ли конгломерат атомов тем же самым человеком? Не будет ли это навязыванием чужих мыслей и поступков новосозданному человеку? Сектанты говорят, что Бог разбудит мертвецов, но как доказать, что имеет место именно пробуждение, а не внушение чужих идей новопоявившимся существам, которые в добавок будут только внешне подобны человеку, но не будут связаны с ним единством происхождения.

Таким образом они не могут показать тождественности воскрешенного и умершего. Ведь ничто в теле не может быть знаком тождества. С одной стороны близнецы тождественны по генотипу и практически не различимы внешне, но тем не менее они разные личности. Чем же обеспечивается их различие? Разницей деятельности? Но в утробе матери они действуют одинаково. Что же разве тогда они один человек?

Так что тождество ДНК не определяет тождества личности. С другой стороны один и тот же «я» был одной клеткой, и эмбрионом, и младенцем, и юношей, и мужчиной. Соответственно отличалась моя деятельность. Значит ли это, что я переставал быть самим собой? Признать это – значит стать на позиции буддизма, несовместимые с христианским персонализмом.