Daniil Sysoev /Islam. Orthodox View/ Library Golden-Ship.ru Daniil Sysoev Islam. Orthodox View Orthodox Library Golden Ship, 2012

Его последователи были Саудиты — королевский род ибн-Сауд, который сейчас является королевским родом Саудовской Аравии. Они сначала были разгромлены турками, но в XX веке пришли к власти, не без влияния Англии и Америки.

С ними были связаны мюриды[52] Шамиля на Кавказе. Движение Шамиля генетически связанно с идущим из Аравии движением Мухаммеда Ваххаба. Вот такое в некотором смысле возрождение древнего ислама, причем возрождение даже самых диких его элементов. Я не говорю про работорговлю! Работорговля в исламском мире существовала до самого последнего времени. Страны, где работорговля была отменена в 80–90-х годах,— это страны именно ислама. А реально она сохраняется до сих пор.

Но самое главное в ваххабизме — это, конечно, законничество. Вспомните талибан[53] — ваххабитское движение, где ходили специальные люди, которые вымеряли длину бороды у человека после определенного возраста. То есть человек старше 30 лет должен иметь определенную, четкой длинны бороду, потому что длина бороды должна быть как у пророка Мухаммеда.

Кроме этого, ваххабизмом прописывается все, вся жизнь до мелочей. И в этом полагается спасение.

Когда я говорил о самых диких пережитках, я имел в виду существующее в ваххабизме представление об ограниченности Бога — что Аллах ограничен пространственно. Это именно ваххабистская идея. И ваххабизм утверждает, что главная задача мусульманина — создать царство справедливости. Что на самом деле невозможно сделать, потому что на Земле без Бога, без победы над смертью — какая справедливость возможна, если ее смерть сожрет?!

А избавиться от зла без вмешательства Христа невозможно.

Существует также второе основное течение ислама, кроме суннитского[54], следующего священному преданию,— шиизм[55]. Шиизм — это направление ислама, которого придерживается Иран, у нас Азербайджан. Это направление также признает пять столпов ислама, но особенность его в том, что для подлинного толкования ислама необходим не только совет ученых, как это было в сунне, но лидер исламского сообщества — наследственный халиф.

Считалось, что должен быть ряд имамов[56], носителей духовного преемства, которые способны дать адекватное толкование Корана. В этом смысле это некий аналог нашего представления о необходимости священной иерархии для правильного понимания Священного Писания. Но для них это скорее была не иерархия как таковая, а иерархия посвященных. Это можно связать с гностиками, причем связь прямая.

В основании шиизма лежал реально гностицизм. То есть считается, что целый ряд имамов — двенадцать имамов — один другому передавали сокровенные знания, тайные знания, недоступные для непосвященных, и обладали магическими способностями. Эти двенадцать имамов, чей ряд продолжался до X в., когда последний имам исчез, но он должен вернуться.

Первым имамом считается Али[57], убитый во время одной из междуусобиц, и вокруг его имени, вокруг имамов возник культ мучеников. Считается, что само по себе мученичество, то есть самомучение, мученичество в прямом смысле, то есть самопытание, является богоугодным делом. Отсюда возникает такое явление, которое все, наверное, видели по телевизору, как мусульмане бьют себя железками.

Считается, что это самоистязание дает заслуги человеку и что оно является неким средством получения божественной силы. Для нас это самомчение скорее напоминает пытки жрецов Ваала, которые себя кололи ножами и избивали. И конечно же, никакой спасительной награды оно не имеет. Мученики, которых почитают шииты, конечно же, не мученики, как их понимают христиане.

Если христианский мученик свидетельствует, что смерть побеждена, его смерть свидетельствует, что смерть уничтожена победой Иисуса Христа, то в шиизме мученик — это просто свидетель Аллаха, говорящий, что есть господин, которому я покоряюсь. Ради него я даже готов себя мучить. То есть это совершенно другое представление. В одном случае дело раба, как у шиитов, в другом случае дело свободных, как у христиан.

Также мы считаем, что представление об имамах как хранителях духовного света является скорее шаманизмом, чем связано с богооткровенной вещью. Потому что Бог — Творец всех людей, и Он дает весть всем людям. Другое дело, что она усваивается разными людьми в зависимости от желания. Но у нас нет скрытых догматов, у нас нет тайных учений, потому что учение Бога и так тайно.

Оно тайно не потому, что оно секретно, а потому, что оно глубинно и открывается тому, кто живет им, кто узнает реальность, скрытую за этими словами. Поэтому для нас попытка шиитов создать некоторую идею духовного света ошибочна. Это попытка подменить реальные тайны какими-то выдумками человеческими.