Иларион (Алфеев) /Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие/ Библиотека Golden-Ship.ru

Поразительны пророчества Исаии о страданиях Мессии: "Как многие изумлялись, смотря на Тебя, столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют перед Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено, и узнают то, чего не слыхали. (Господи)

кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия... Он взял на Себя наши немощи и понес болезни... Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши... и ранами Его мы исцелились... Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу, и Господь возложил на Него грехи всех нас.

Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих... Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха и не было лжи во устах Его" (Ис. 52:14-15; 53:1-2, 4-7, 9). Пророк Исаия говорит о Христе с такой силой и таким реализмом, как может говорить только человек, видевший Христа. Пророки были свидетелями Христа до Его пришествия - Святой Дух открывал им будущее, о котором они говорили как о настоящем.

Апостол Петр пишет, что в пророках жил Дух Христов: "К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу" (1 Пет. 1:10-11). Духовным взором пророки прозревали то, что откроется в Новом Завете, и готовили народ израильский к встрече Мессии.

Последний из пророков - Иоанн Креститель был первым из апостолов: он предсказывал о Христе и он же засвидетельствовал о Нем, когда Христос пришел. Иоанн Креститель стоит на рубеже двух эпох, завершая одну и открывая другую: в его лице произошла встреча Ветхого Завета с Новым. В годы, непосредственно предшествовавшие рождению Христа, ожидание Мессии было всеобщим.

"Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все", - говорит в Евангелии простая женщина-самарянка (Ин. 4:25). Не только в израильском народе, но и среди язычников многие жили мечтой о "золотом веке". Римский поэт Вергилий (I в. до Р.Х.) в четвертой эклоге своей "Энеиды" возвестил о таинственном Младенце, рождение Которого означает начало новой благословенной эры спасения.

"Всматриваясь в грядущее, Вергилий невольно заговорил языком Исаии и воистину явился пророком античного мира", - пишет по этому поводу современный исследователь[133]. Человечество томилось, охваченное предчувствием пришествия в мир Спасителя...     Антология святооческих текстов   Прекрасен мир - творение великого Бога, но нет ничего прекраснее человека, подлинного человека - сына Божия.

[134]   Архимандрит Софроний (Сахаров)   Достойно нашего внимания и то, что, когда полагаемо было основание столь пространному миру и его основным частям, вошедшим в состав целого, творение совершалось как бы спешно... Устроению же человека предшествует совет, и Художником... предызображается будущее создание: каким оно должно быть, какого первообраза (должно)

носить в себе подобие, для чего оно будет и что сделает после сотворения, и над чем ему господствовать - все это предусматривало Слово, чтобы человек принял достоинство, которое выше его бытия, приобрел власть над существами прежде, нежели сам пришел в бытие. Ибо сказано: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию" (Быт.1:6)... Какое чудо!

Устрояется солнце, и никакого не предшествует совета, также и небо, хотя нет ничего равного ему в сотворенном (мире)... К одному только устроению человека Творец приступает как бы с рассмотрительностью, чтобы... его образ уподобить некоей первообразной красоте...[135]   Святитель Григорий Нисский   Согласно православному мировоззрению, Бог создал два уровня тварных вещей: во-первых, "ноэтический", духовный или умственный уровень, и во-вторых, материальный или телесный.

На первом уровне Бог создал ангелов, которые не имеют материального тела. На втором уровне Он создал физический мир - галактики, звезды и планеты, с различными видами минералов, растительной и животной жизни. Человек, и только человек, существует одновременно на двух уровнях. Благодаря своему духу или духовному уму он причастен ноэтической области и является "общником ангелов"; благодаря своему телу и душе он движется, чувствует и мыслит, ест и пьет...

Наша человеческая природа, таким образом, более сложна, чем ангельская, и наделена большим потенциалом. Рассматриваемый в этой перспективе, человек не ниже, но выше ангелов... Человек стоит в сердцевине Божьего творения. Будучи причастным как духовной, так и материальной области, он есть образ или зеркало всего творения, imago mundi, "малая вселенная" или микрокосмос.

Все сотворенное имеет в нем место встречи... Святой Ириней сказал: "Слава Божия есть живой человек". Человеческая личность составляет центр и венец Божьего творения.[136]   Епископ Диоклийский Каллист   В начале, когда Бог сотворил человека, Он поместил его в раю, как говорит Святое Писание, украсил его всякой добродетелью и дал ему заповедь не вкушать от древа, которое посреди рая.

И был он в наслаждении рая, в молитве, созерцании, во всякой славе и чести, имея здоровые чувства и находясь в естественном (состоянии), в котором был создан. Ибо Бог сотворил человека по образу Своему, то есть бессмертным, свободным, украшенным всякой добродетелью. Но когда он преступил заповедь, вкусив плод дерева, от которого Бог заповедал ему не вкушать, тогда был изгнан из рая, отпал от естественного (состояния)