Дьяченко Григорий /Духовный мир/ Библиотека Golden-Ship.ru

Сверх бесчисленных и разнообразных выгод, которые водная стихия доставляет человеку в общежитии, бездны ее наполнены еще неисчетными миллионами рыб на пользу и в снедь человека. Отеческая десница Промысла приготовила в них для человека обильный, всегда готовый и никогда не истощимый запас продовольствия, а в самой воде - наилучшее и самое здоровое питье, которое освежает и ободряет человека, восстановляет утомленные силы и - даже целит недуги его.

Но, как ни пространны равнины морей, как ни глубоки бездны их, - и они могли бы истощиться от непрерывных испарений, если бы та же Творческая премудрость не предотвратила сего. Она углубила ложе морей и для того, между прочим, чтобы все реки втекали в них и вознаграждали потерю их, происходящую от беспрерывного испарения. Таким образом, по словам Премудрого, ecu потоцы идут в море, и - море несть насыщаемо (Еккл. 1, 7)

; все они, напоив страны, в свою очередь, вливают и собственный свой, и полученный от снегов и дождей излишек воды в одно общее водохранилище - для того чтобы оно всегда было полно и никогда не иссякало.

Преклонись же, смертный, с благоговением и беспредельною благодарностью пред благодетельною премудростью и неистощимою благостью Отца Небесного (см.: "Воскр. Чт.", 1853 г.). ПРИЛОЖЕНИЕ А. Благотворные свойства воды

Все народы, на какой бы ступени развития они ни стояли, не могли и не могут не замечать того для всех и всегда очевидного факта, что жизнедеятельность как животных, так и растений находится в самой тесной зависимости от воды, что жизнь проявляется и процветает только там, где есть вода, и тем в большей силе и разнообразии, чем более воды, что с уменьшением воды уменьшается и жизнь и что, наконец, там, где нет воды, нет и жизни, а есть только царство смерти. Даже самый первобытный, т.е.

совсем неразвитый, человек не мог не замечать, что чем больше он съест твердой пищи, тем более ему нужно выпить воды. В чем же, однако, дело? Ответ на это дает наука физиология. По учению этой науки, всякий организм, как животный, так и растительный, нуждается в постоянном обмене веществ, его составляющих, так что менее чем чрез месяц совершенно обновляется и в нем не остается ни одной части старой.

И вот, все нужные ему вещества, будут ли они твердыми или газообразными, т.е. такими, как воздух, организм может воспринимать и выделять только самыми мельчайшими дозами. А такие мельчайшие дозы веществ могут образоваться только чрез растворение их в воде, или в чистой, или уже с растворенным в ней каким-либо веществом. Эта последняя вода нужна для тех потребных для организмов веществ, которые в чистой воде или не скоро, или совсем не растворяются.

Такой водой для людей и животных служит слюна и поджелудочный сок. Пища, принимаемая нами, растворяется слюною и поджелудочным соком, затем впитывается вместе с водою кровеносными сосудами, которые и разносят ее по всему организму; этот последний, с одной стороны, воспринимает из кровеносных сосудов мельчайшие дозы нужного ему вещества, а с другой - отдает такие же частицы, сослужившие ему службу, которые также водою выносятся вон из организма.

Лишите животный организм влаги, и он умрет, окруженный самыми питательными веществами. То же должно сказать и о растениях. Растение, посаженное на почве, изобилующей питательными веществами, но лишенное влаги, в которой бы эти вещества растворялись, неминуемо погибнет.

Но жизненное значение воды не исчерпывается этим растворением в ней, с одной стороны, веществ, питательных для организма, а с другой - веществ, уже не нужных организму, и доставлением организму первых и уносом из него последних. Организм тогда только бывает способен для всех своих многообразных жизненных отправлений, когда все его части, как внутренние, так и наружные, мягки и эластичны, а для этого все они должны быть пропитаны влагой.

Отсюда ясно, что жизнь может развиваться и процветать только там, где имеется достаточно в свободном жидком состоянии воды для принятия ее внутрь животными, достаточно смочена дождями почва для впитывания из нее воды растениями и, наконец, достаточно насыщен влагою воздух для впитывания этой влаги наружными покровами организмов. Если мы прибавим к этому, что в каждых 100 фунтах веса взрослого человека заключается 70 ф. воды, а в каждых 100 ф.

веса детского организма заключается воды до 90 ф., что такое же весовое отношение наблюдается и в организмах всех животных и растений, то поймем, какое громадное количество воды необходимо для многообразных и многочисленных представителей животного и растительного царства, живущих не в морях, реках и озерах только, но и на материках. Отсюда, без всяких дальнейших вычислений, понятно, что, если бы, напр.

, Московская губерния хоть на одно лето вынуждена была довольствоваться только имеющимися в ней водными источниками, то в это же лето прекратилась бы в ней всякая жизнь, и доселе полная жизни местность превратилась бы в мертвую пустыню. Но Творец, создавший мир, сколько всемогущ, столько же благ и премудр. Назначив воде быть необходимым условием развития и процветания жизни, Он дал ей и особые чудные свойства, благодаря которым она может являться там, где ее мало или вовсе нет и где в ней нуждается жизнь; благодаря которым она спасает жизнь там, где угрожает или чрезмерный летний жар, или чрезмерный зимний холод, одинаково неблагоприятные для жизни животных, как наземных, так и особенно водных.

Рассмотрим же эти свойства и вытекающие из них следствия. Всем известно, что вода кипит и что при этом непосредственно над поверхностью воды образуется белесоватое облачко, которое постепенно рассеивается в воздухе, делаясь невидимым. В то же время количество воды в сосуде мало-помалу убывает, так что, при достаточно продолжительном кипении, в сосуде воды не останется ни капли.