Дьяченко Григорий /Духовный мир/ Библиотека Golden-Ship.ru

И эту силу пары получают при самом своем образовании как свое существенное свойство. Наукой точно установлено, что каждый фунт паров воды, при какой бы температуре он ни образовался, заключает в себе, кроме теплоты, обнаруживаемой термометром, напр., 50, 200, еще свыше 500 единиц теплоты скрытой, не обнаруживаемой термометром. Если бы эту скрытую в 1 ф.

паров теплоту употребить на нагревание воды на 10, то воды потребовалось бы свыше 500 же фунтов. В парах же эти свыше 500 единиц скрытой теплоты идут не на нагревание, а на сообщение частицам этих паров той двигательной силы, благодаря которой они, подобно воздуху, поднимаются в верхние слои атмосферы и, подобно же воздуху, могут перемещаться всюду, где препятствия к движению менее их двигательной силы, пока не попадут в среду такую сравнительно холодную, которая отнимет у них скрытую теплоту и заставит чрез то снова превратиться в капли воды.

Перенесемся же теперь мысленно в океаны стран тропических, т.е. туда, где вода и находящийся над нею воздух бывают нагреты более, чем где-либо, и где поверхность вод необъятна. Очевидно, здесь все условия для образования наибольшего количества паров. И вот, здесь громадное количество паров, вместе с нагретым воздухом, поднимается, подобно топящейся печке, в верхние слои атмосферы, а отсюда несется во внутренности материков и особенно к северу и югу, тогда как нижний воздух и вообще материков, и особенно севера и юга будет передвигаться к океанам на место нагретого и поднявшегося кверху воздуха.

Но воздух верхних слов атмосферы отличается сравнительно низкою температурою, которая вообще тем ниже, чем дальше от стран тропических. Поэтому наши пары принуждены будут двигаться среди воздуха все более и более холодного; этот воздух чем далее, тем более будет отнимать у них скрытую теплоту; лишенные этой теплоты и охлажденные, пары сначала сгустятся в виде облаков, а затем будут падать книзу в виде более или менее обильных капель дождя (а зимой и снега)

, напояя не только почву, но и реки с озерами и тем оживляя и усиливая жизнедеятельность как растений, так и животных. За сим, начавшая свое движение из теплых стран вода, исполнив указанное ей Творцом назначение, или в виде пара улетучится в атмосферу, или же чрез ручейки, речки и реки снова унесется в моря и океаны, чтобы отсюда снова начать свою жизненную службу.

Но не всегда идет дождь, да и бывают периоды, когда дождь и излишен для возделываемых человеком растений и препятствует правильному ведению сельского хозяйства, когда, поэтому, молят Бога о бездождии и ниспослании ясной и тихой погоды. Но если в эти периоды растительная жизнь не нуждается в обильной влаге, то нельзя сказать, чтобы она вовсе не нуждалась во влаге. Эта влага - роса.

И она есть необходимое следствие того же свойства паров, по которому в одном и том же пространстве помещается их тем более, чем это пространство более нагрето, и наоборот, тем менее, чем пространство холоднее. И вот, оба эти условия наибольшего и наименьшего содержания паров в надземном пространстве имеются в периоды ясной и тихой погоды. В эти периоды от лучей солнечных сильно нагревается как почва, так и вода, а от соприкосновения с ними и воздух.

Вследствие этого, в знойные, тихие, ясные дни воздух бывает обильно пропитан парами, поглощая громадное количество скрытой теплоты, которая без образования паров возвысила бы температуру разных почв и водных бассейнов до опасности для жизни растений и животных. Но солнце склоняется к западу, его косые лучи дают тепла весьма мало, между тем как и земля, и вода, и растения, и животные и днем, и вечером, и ночью, и утром не перестают полученное ими от солнца тепло испускать в небесные пространства и чрез то охлаждаться, а вместе с собою охлаждать и воздух.

Наиболее отдают тепла в небесные пространства растения остриями своих листьев. Поэтому и воздух скорее всего охладится близ листьев, количество паров, наполнивших его днем, сделается преизбыточным, и потому все большая и большая часть их будет переходить в капельки, осаждаясь на виновниках охлаждения - остриях листьев и отдавая ненужную им скрытую теплоту воздуху и оставшимся в нем парам.

Вследствие того что такое охлаждение продолжается всю ночь и даже часть утра, капельки росы, увеличиваясь в объеме, падают и на землю, а в некоторые более холодные ночи осаждаются и непосредственно даже над самой землей. Но, хотя с восходом солнца охлаждение прекращается, выпадение росы в первые часы солнечного утра бывает очень часто сильнее, чем ночью. Происходит это так.

Вода, в числе многих других свойств, обладает еще свойством весьма медленно, сравнительно со всем окружающим, как нагреваться, так и охлаждаться. Поэтому, днем вода рек, озер и других открытых бассейнов, а за ней и находящийся над нею воздух бывает холоднее материков и материкового воздуха, почему воздух надводный, насыщенный влагою, будет двигаться на поверхность материков, чтобы с наступлением ночи оросить их более или менее обильной росою; с наступлением же ночи явление получается другое - обратное.

Материки охлаждаются скорее, и потому более холодный воздух потечет с материков к поверхности вод, охладит массу поднимающихся с воды паров и превратит их частью в капли, частью в состояние облачное, называемое обыкновенно туманом. Такое превращение паров в туман будет продолжаться всю ночь, пока с восходом солнца материки снова не сделаются теплее воды; тогда густой туман, образовавшийся над водою, тянется с воды на материки, обильно орошая все попадающееся ему на дороге.

Наблюдая все эти превращения воды в пар и пара в воду, все эти перемещения пара и воды с одного места на другое и все благие жизненные последствия таких превращений и перемещений, невольно остановишься с благоговением пред чудною гармониею, какая отвека и слышится и видится между потребностями жизни материков и свойствами воды, наполняющей моря и реки, невольно воскликнешь с псалмопевцем: Господня земля, и исполнение ея, вселенная и ecu живущий на ней, Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть (Пс. 23,1-2).

Но вода оказывает неоценимые услуги жизни не в одном только жидком или газообразном состоянии, но и в твердом, когда, по-видимому, от нее нельзя бы было ожидать ничего иного, кроме охлаждения и чрез то уничтожения всякой жизнедеятельности. Известно, что все тела природы от нагревания расширяются, а от охлаждения сжимаются. Представим же себе, что и вода, подобно всем другим жидкостям, всегда и безусловно следует этому общему закону природы, т.е.