Дьяченко Григорий /Духовный мир/ Библиотека Golden-Ship.ru
Но наши телесные очи не видят того, что есть, и это можно видеть только глазами ума. Одному свидетельству наших чувств доверять нельзя: днем над нашими головами столько же звезд, как и ночью, а мы их не видим.
В природе нет ни астрономии, ни физики, ни химии, ни механики - все это лишь человеческие способы познания. Вселенная представляет собою единое и нераздельное целое. Бесконечно великое тожественно с бесконечно малым. Пространство может быть бесконечным, не будучи большим; время может быть вечным, не будучи продолжительным. Звезды и атомы - одно и то же.
Единство вселенной заключается в невидимой, невесомой, невещественной силе, приводящей в движение атомы. Если бы хоть один атом перестал приводиться в движение силой, то вселенная остановилась бы. Земля кружится около Солнца, Солнце тяготеет к какому-то звездному фокусу, который и сам перемещается в пространстве; миллионы, тысячи миллионов наполняющих вселенную солнц несутся, летят быстрее пушечных ядер: эти кажущиеся нам неподвижными звезды - все это солнца, несущиеся среди вечной пустоты с быстротою в десять, двадцать, тридцать миллионов верст в сутки, стремящиеся к какой-то неведомой цели, общей для всех солнц, всех планет, всех спутников, всех одиноко бродящих по пространству комет...
Центр тяжести, неподвижная точка, которой ищет пытливый ум, убегает по мере того, как мы к ней, по-видимому, приближаемся, и, на самом деле, не существует нигде. Атомы, составляющие тела, движутся относительно столь же быстро, как и небесные светила. Движение управляет всем, движение составляет все.
Даже самый атом не представляет инертного вещества: он центр силы.
То, из чего состоит существо человека, что составляет сущность человеческой организации, вовсе не его материальная субстанция, это не протоплазма, не клеточка, не эти чудесные и животворные соединения углерода с водородом, кислородом и азотом: это - духовная, невидимая, невещественная сила. Лишь она группирует, направляет и удерживает во взаимной связи бесчисленные атомы, составляющие собою дивную гармонию живого тела.
Что наше тело быстро разлагается после смерти, что оно медленно разлагается, постоянно возобновляясь в течение жизни, - это не важно: душа наша остается постоянно живою. Центр этой силы есть психический организующий атом. Он неуничтожаем.
Все, что мы видим, лишь обман зрения; действительно существует только одно невидимое. (См.: К. Фламмарион. В небесах. Спб., 1896 г. Стр. 73-79.) Г. Сила существует независимо от материи, которой она управляет
Вот доказательство этой истины. Все небесные тела стремятся друг к другу; все состоят между собою во взаимных и беспрерывных отношениях света, тепла, электричества: расстояния между ними, более или менее огромные, миллионы, миллиарды верст, изменяют напряжение этих отношений, но не могут их уничтожить, как бы велики расстояния ни были. Конечно, безусловная пустота не может устанавливать этих отношений: они могут существовать только благодаря чему-нибудь такому, что наполняет бесконечное пространство.
Если во вселенной не существует ничего, кроме материи в движении или в относительном покое (как утверждает материалистическое учение), то это нечто, очевидно, должно быть составлено из материальных атомов. Если, например, явления света происходят от колебательного движения материальных атомов, то необходимо, чтобы все бесконечное пространство было наполнено газом, подобным нашей атмосфере.
Но воздух и все другие газы сопротивляются, как мы знаем, движению тел, которые в них перемещаются; снаряд, выпущенный из огнестрельного орудия, быстро теряет свою скорость вследствие ударов, которые он наносит материальным атомам атмосферы. Но планеты и их спутники - такие же снаряды, обладающие скоростью, которая часто в сто и тысячу раз больше скорости, сообщаемой снаряду каким-нибудь огнестрельным орудием.
Материальные атомы, которые, по предположению, наполняют пространство, сопротивлялись бы, следовательно, их движению, как воздух сопротивляется движению ядра. Если бы газ, наполняющий пространство, был в миллион раз реже воздуха под колоколом лучшего из воздушных насосов, то он все-таки замедлял бы мало-помалу движение планет, которые, наконец, должны были бы упасть на солнце.
Вопрос был рассмотрен с этой точки зрения нашими аналистами. Ничто в пертурбациях планетных движений не дает права допускать какое-нибудь сопротивление в пространстве. Отвечают, правда, что ввиду огромных размеров планетных масс и вследствие малой плотности межзвездной атмосферы действие сопротивления не могло еще быть замечено в короткое время с тех пор, как человек умеет точно наблюдать.
Возражение это может казаться основательным: когда имеются в распоряжении миллиарды веков, не труднее задержать движение Земли, чем превратить птицу в млекопитающее. Но есть один род небесных блуждающих тел, относительно которых это возражение теряет всю свою силу. Кометы, которые так долго устрашали человеческий род своим неожиданным появлением, выходят из бездн пространства как будто для того, чтобы дать нам великий урок метафизики.