Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse Ed. Golden-Ship.ru 2012 Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.
А ведь это была одна из последних подобных попыток на планете. В Албании в свое время власть объявила, что Православной Церкви больше не существует: убили всех епископов, почти всех священников, и к моменту, когда туда был назначен вла 176 дыка Анастасий90, Албанская Церковь фактически была уничтожена. Но политическая власть рухнула, как и сказано: «открыла земля уста свои и проглотила», и Господь утроил так, что волна гонений захлебнулась снова.
Захлебнутся так же и все волны будущих гонений, которые обязательно пустит на Церковь диавол. «Ирассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12, 17). Диавол будет сражаться не только с наиболее мужественными, ревностными, теми, кто ушел в пустыню, — он будет сражаться и с христианами, которые попытаются остаться своими для мира и продолжат жить в городах.
Поэтому когда люди говорят, что в конце времен нельзя будет спастись, — это ложь. Помните, что в городах спастись можно всегда, как и в деревнях — спасение не от места зависит, а от состояния сердца. Диавол будет воевать до конца с теми, кто соблюдает заповеди Бога и имеет свидетельство Христа, то есть кто верит в Господа Иисуса Христа. Но перед окончательной победой христиан на земле будут собраны величайшие силы этого великого зверя — диавола.
177 Г лава тринадцатая «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные» (Откр. 13, 1). Здесь Иоанну открывается страшное видение: он стоит на морском песке и наблюдает, как из моря выходит зверь.
Море — это житейская суета, стихийная жизнь вопреки воле Бога. Почему зверь выходит именно из моря? Толкование этого места есть у святого Поликарпа Смирнского и святого Иринея Лионского — непосредственных учеников Иоанна Богослова. Согласно ему, море означает, что перед концом мира наступит всеобщая великая анархия. Господь будет держать сильную государственную власть в мире до тех пор, пока не завершится проповедь Евангелия всем народам земли.
Так, например, христиане первых веков знали, что железная власть Римской империи послана Богом для того, чтобы проложить дорогу для проповеди Христовой во всех народах. Христиане видели Промысл Божий в разрушении Римом национальных государств. И если бы современные христиане были более внимательными, они бы поняли, что нынешняя глобализация служит в глазах Божиих той же самой цели.
Национальные государства разрушаются ради того, чтобы слово Божие было донесено до всех.91 Итак, великий враг выходит из моря, из великого мирового хаоса. Что же это за зверь здесь имеется в виду? Часто люди подразумевают под ним какую-то зве 178 риную, нечеловеческую сущность, возникают предположения, что он будет клоном, существом без души и так далее.
Но такие интерпретации не соответствуют Библейской реальности. Священное Писание прямо говорит, что «откроется человек греха и сын погибели» (2 Фес. 2, 3). Здесь — прямое свидетельство слова Божиего, которое мы не имеем права игнорировать во имя каких-то выдумок. Антихрист будет человеком. И, что самое страшное, человеком совершенно гениальным, наделенным многими дарами, которые он обратит во зло.
А зверем он будет называться за свою звериную жестокость и еще потому, что при нем государство покажет свой звериный оскал. В Книге пророка Даниила есть прямая параллель этому видению: «Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.
Первый — как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему.92 И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: „встань, ешь мяса много!"»93 (Дан. 7, 2-5).
Эти четыре зверя — империя Александра Македонского, разделившаяся после его смерти на четыре царства. «После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов быиіо у него.
Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем быиіо бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая 179 волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пытающий огонь.
Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7, 7-10). «Ветхий днями» — это кто? Это Иисус Христос — Вечный Сын. И перед Ним — огненная река, и рядом сидят некие судьи. Кто эти судьи? Это двенадцать апостолов. «И раскрылись книги» — это книги судеб.
« Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню. И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок» (Дан. 7, 11-12). Последний, четвертый, зверь умерщвляется лично Христом за высокомерные слова, которые он говорил.