Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

«И очи Его, как пламень огненный» (Откр. 1, 14), пото­му что Он видит все, происходящее во мраке. Как сказа­но в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, люди иногда забывают, «что очи Господа в десять тысяч крат свет­лее солнца, и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные» (Сир. 23, 27-28). Глаза Господа видят все, поэтому они и называются пламенными, горящими.

Страшные в отношении грешников, они сожгут всех тех, кто выступает против Господа. То есть если глаза Божии 24   посмотрят на праведника, они просветят его, а если посмо­трят на грешника, вспыхнут и сожгут его. «И ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих» (Откр. 1, 15).

Слово «хал-коливан» можно перевести как «ливанская благоухаю­щая медь». Христос имеет две природы: ладан — это образ Его Божественной природы, а медь — образ природы человеческой. Поэтому и сказано, что ноги его подобны халколивану. « И голос Его, как шум вод многих» (Откр. 1, 15). Многие воды — это образ Святого Духа. Голос Его — это могуще­ственный голос великого шума, омывающий множество людей.

Во время Таинства Крещения голос Божий омыва­ет крещаемых. «Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выхо­дил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей» (Откр. 1, 16). Семь звезд — это Ангелы семи Церквей, находящихся в руках Бога. Ангелами Церквей называются и Ангелы Хранители собственно Церквей, и Ангелы епископов.

Как сердце царя в руке Божией, так и сердце епископа находится в руке Божией, поэтому епи­скопская власть — это проявление власти Христа. « Из уст Его выходил острый с обеих сторон меч» (Откр. 1, 16). Обоюдоострый меч — это слово Божие, раз­деляющее людей между собой. Как сказал Господь: «Не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И вра­ги человеку — домашние его.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста сво­его и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 34-38). Слово Божие отделяет праведность от греха, именно поэ­тому оно и названо обоюдоострым мечом — нет возможно­ 25   сти его удержать.

Слово Божие можно или принять, или отвергнуть — третьего не дано. «И лице Его, как солнце, сияющее в силе своей» (Откр. 1, 16). Как и в Евангелии написано: « Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13, 43). В Книге пророка Малахии говорится, что над теми, кто любит Бога и испол­няет Его заповеди, « взойдет солнце Правды и исцеление в лучах Его» (Мал. 4, 2).

Есть интересный способ общения с Хри­стом — глаза в глаза... В Ветхом Завете описан такой эпи­зод: евреи, укушенные ядовитыми змеями, немедленно исцелялись, когда смотрели на змея, повешенного на дере­во. Поэтому и христиане, посмотрев на лик Христа, могут 15 исцелиться. «И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мерт­вый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живой; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1, 17-18).

Апостол Иоанн, ближайший ученик Хри­ста, увидев Господа, падает, как мертвый от созерцания Его славы и Его могущества. Христос кладет на него руку, вливая в него силу. Его же руки вылепили первого челове­ка, и эти же руки дают силу стоять перед лицом Бога. Итак, перед лицом Бога могут стоять только те, на ком лежит рука Божия. Христос первым делом избавляет человека от страха, от бессмысленной паники, потому что Господу нужны ясный ум, ясная воля и ясные чувства человека.

«Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь» (Откр. 1, 17-18). Господь был в начале мира, будет в конце и сейчас существует. И эти слова Иисуса обращены к тем, кто думает, что Господь их забыл. Христос напоминает, что Он источник жизни для всех. Слова Господа «Я был мертв» значат, что Он подверг­ся телесной смерти, признаком чего служат следы стра­ 26   стей (страданий) на Его руках и ногах.

А слова «и се, жив во веки веков, аминь» означают, что Господь воскрес, чтобы никогда не умирать, и что мы воскреснем точно так же. «Имею ключи ада и смерти» (Откр. 1, 18). У Христа в руке два ключа: ключ ада и ключ смерти. Сначала Он отворил двери ада, куда можно было только войти, но выйти отту­да нельзя было, и освободил души праведников, скончав­шихся еще до Его пришествия в мир.

А затем Господь еще и смерть преодолел Воскресением. «Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Анге­лы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей» (Откр. 1, 19-20). Христос не держит у Себя в руках ключи от рая, потому что Он их вручил апостолам — в лице Петра. Почему Господь передал ключи Петру?

Чтобы таким образом проявилось единство всей Церк­ви. Апостол Петр — лишь символ единства Церкви. Вла­стью и честью апостол Петр не превышает других апо­столов. Святой Амвросий Медиоланский пишет: «То, что сказано Петру, сказано и остальным апостолам: Дам тебе ключи от Царствия Небесного. А ключи от ада и смерти Он оставил у Себя, чтобы никто против Его воли не мог туда человека заточить.

Без воли Христа никто в ад не попадет, никто не погибнет навсегда. Он Владыка ада и смерти, и, как говорил святой Иоанн Златоуст, «никто да не убоится смерти: освободила нас Спасова смерть». 27 Г лава вторая «Ангелу Эфесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых све­тильников» (Откр. 2, 1).