Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Вся государственная махина держалась на скрупулезно точной работе писца-учетчика, жестокости надзирателя и покорности жреца. Шульги (царь — ред. ) личным декретом повелел брать в школы как можно больше детей, причем позволялось делать исклю­чения и для детей из незнатных и нечиновных фамилий. Нет таких предметов, которым не нужна была бы опись, 236   которые не нужно было бы измерять и взвешивать.

Самый ничтожный расход, вплоть до выдачи двух голубей к сто­лу царицы или туши сдохшего барана на корм охотничьим собакам, фиксировался документом на глиняной плитке и закреплялся печатями ответственного чиновника и госу­дарственного контролера. Поэтому писцы были нужны постоянно, система школьного образования непрерывно развивалась и поддерживалась центром.

Многих писцов оставляли по окончании курса при школе и помимо адми­нистративной деятельности они занимались также обра­боткой произведений шумерской словесности, составле­нием первых исторических хроник и законов. Неплохо жили и находившиеся на царской службе судьи, и при­ближенные ко дворцу жрецы, и прославлявшие царскую власть музыканты. Что касается рабов, то, поскольку они принадлежали своим хозяевам, а не государству, государ­ство и не могло потребовать их для своих нужд.

Раб в это время трудился по дому и имел свой небольшой земельный надел, из которого мог делать подарки, а иногда даже выку­пать себя на волю. Рабы могли оспаривать по суду закон­ность своего рабства, жаловаться в суд на кражу своего имущества, отводить свидетелей и требовать приведения к присяге собственного хозяина. Правда, шанс вырваться на волю через суд был для раба ничтожным, и чаще все­го это происходило либо после смерти владельца, либо вследствие обыкновенного бегства».

127 Идея государства Нимрода была такова: человек должен обрести абсолют­ную свободу через отказ от Бога. И построили они себе «башню высотой до небес» (Быт. 11, 4). Логика тут очень простая: считалось, что небеса населены, и задача жителей Вавилона заключалась в том, чтобы сомкнуть небо и землю, то есть построить вход, ворота — место прямого контакта демонов и людей.

237   Слово «Вавилон» и означает «врата Бога». Кроме того, древние предания говорят, что жителями Вавилона дви­гало еще и другое желание: они хотели обезопасить себя от нового Всемирного Потопа, от гнева Бога, спастись сво­ими силами, без Бога. «Прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11, 4). Они хотели создать общечеловеческое, мировое общество, объединенное неким географическим центром.

128 Мы помним, чем это закончилось: «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны чело­веческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так что­бы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].

Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт. 11, 5-9). Один народ, одна идеология, одно общество — можно сказать, глобализация, причем удавшаяся глобализация. По древ­нему преданию, в этой глобализации не участвовал толь­ко один единственный человек — звали его Евер, пра­правнук Сима, то есть предок еврейского народа.

Он был вынужден перейти реку Тигр и удалиться, чтобы не уча­ствовать в строительстве Вавилонской башни... Смешав языки людей, Господь установил национальные границы, именно для ограничения глобализации. Однако мировое стремление к единству было заложено Богом в человече­ство изначально, по причине кровного родства людей, так как абсолютно все люди — «черные», «белые», «крас­ные», «желтые» — являются кровными родственниками, потомками Адама и Евы.

Общество, разделенное нацио­нальными границами, обладает изначальным импульсом нимродовой идеи, существующим до сих пор, доказатель­ство чему — длинная цепь сменяющих одна другую импе­ 238   рий. Существовало даже такое понятие как «трансляция империй», то есть переход государств из одного в дру­гое. Сначала было Ассирийское царство, потом Вавилон­ское, затем Персидское, Мидо-Персидское, Македонское, потом на Ближнем Востоке возникло Сирийское царство, далее — Римская империя, а после Рима — царство греко -германо-славянских народов.

Эти царства представляли собой хотя и сменяющуюся, но непрерывную власть. Каж­дое царство претендовало на особую, исключительную роль, мечтая о мировом господстве. «И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, гово­ря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над вели­кою блудницею, сидящею на водах многих» (Откр. 17, 1). Тот самый Ангел, что совершал кару Божию, теперь показыва­ет Иоанну, за что эта кара обрушилась.

Великие воды — это народы, племена и языки, над которыми властвует блудни­ца; сообщество людей, объединенное государственными и религиозными целями.129 Здесь можно провести парал­лель с пятьдесят первой главой Книги пророка Иеремии, где Господь говорит: «Вот, Я подниму на Вавилон и на живу­щих среди него противников Моих» (Иер. 51, 1). Кто уничто­жил блудницу?

Враги Бога, потому что Бог властвует даже над Своими врагами, и это главная мысль Библии: Бог не в процессе, Он над процессом. Господь повелевает и про­тивниками Своими, и сторонниками. И власти Его невоз­можно не подчиниться. Даже греки это чувствовали, ког­да в своих мифах говорили, что человек идет против рока и все равно исполняет то, что предначертано им.

Но если рок — это некая мертвая судьба, то здесь речь идет о сво­бодном повелении Бога, которое исполняет любой из нас. Пророк Иеремия далее пишет: «И пошлю на Вавилон веятелей, и развеют его, и опустошат землю его; ибо в день бед­ствия нападут на него со всех сторон. Пусть стрелец напря­ 239   гает лук против напрягающего [лук] и на величающегося бро­нею своею; и не щадите юношей его, истребите все войско его.