Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт. 11, 5-9). Один народ, одна идеология, одно общество — можно сказать, глобализация, причем удавшаяся глобализация. По древ­нему преданию, в этой глобализации не участвовал толь­ко один единственный человек — звали его Евер, пра­правнук Сима, то есть предок еврейского народа.

Он был вынужден перейти реку Тигр и удалиться, чтобы не уча­ствовать в строительстве Вавилонской башни... Смешав языки людей, Господь установил национальные границы, именно для ограничения глобализации. Однако мировое стремление к единству было заложено Богом в человече­ство изначально, по причине кровного родства людей, так как абсолютно все люди — «черные», «белые», «крас­ные», «желтые» — являются кровными родственниками, потомками Адама и Евы.

Общество, разделенное нацио­нальными границами, обладает изначальным импульсом нимродовой идеи, существующим до сих пор, доказатель­ство чему — длинная цепь сменяющих одна другую импе­ 238   рий. Существовало даже такое понятие как «трансляция империй», то есть переход государств из одного в дру­гое. Сначала было Ассирийское царство, потом Вавилон­ское, затем Персидское, Мидо-Персидское, Македонское, потом на Ближнем Востоке возникло Сирийское царство, далее — Римская империя, а после Рима — царство греко -германо-славянских народов.

Эти царства представляли собой хотя и сменяющуюся, но непрерывную власть. Каж­дое царство претендовало на особую, исключительную роль, мечтая о мировом господстве. «И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, гово­ря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над вели­кою блудницею, сидящею на водах многих» (Откр. 17, 1). Тот самый Ангел, что совершал кару Божию, теперь показыва­ет Иоанну, за что эта кара обрушилась.

Великие воды — это народы, племена и языки, над которыми властвует блудни­ца; сообщество людей, объединенное государственными и религиозными целями.129 Здесь можно провести парал­лель с пятьдесят первой главой Книги пророка Иеремии, где Господь говорит: «Вот, Я подниму на Вавилон и на живу­щих среди него противников Моих» (Иер. 51, 1). Кто уничто­жил блудницу?

Враги Бога, потому что Бог властвует даже над Своими врагами, и это главная мысль Библии: Бог не в процессе, Он над процессом. Господь повелевает и про­тивниками Своими, и сторонниками. И власти Его невоз­можно не подчиниться. Даже греки это чувствовали, ког­да в своих мифах говорили, что человек идет против рока и все равно исполняет то, что предначертано им.

Но если рок — это некая мертвая судьба, то здесь речь идет о сво­бодном повелении Бога, которое исполняет любой из нас. Пророк Иеремия далее пишет: «И пошлю на Вавилон веятелей, и развеют его, и опустошат землю его; ибо в день бед­ствия нападут на него со всех сторон. Пусть стрелец напря­ 239   гает лук против напрягающего [лук] и на величающегося бро­нею своею; и не щадите юношей его, истребите все войско его.

Пораженные пусть падут на земле Халдейской, и пронзенныіе — на дорогах ее. Ибо не овдовел Израиль и Иуда от Бога Сво­его, Господа Саваофа; хотя земля их полна грехами пред Свя­тым Израилевым. Бегите из среды Вавилона и спасайте каж­дый душу свою, чтобы не погибнуть от беззакония его, ибо это время отмщения у Господа, Он воздает ему воздаяние. Вави­лон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали.

Внезапно пал Вави­лон и разбился; рыдайте о нем, возьмите бальзама для раны его: может быть, он исцелеет. Врачевали мы Вавилон, но не исцелился; оставьте его, и пойдем каждый в свою землю, пото­му что приговор о нем достиг до небес и поднялся до облаков. Господь вывел на свет правду нашу; пойдем и возвестим на Сио­не дело Господа Бога нашего. Острите стрелы, наполняйте колчаны; Господь возбудил дух царей Мидийских, потому что у Него есть намерение против Вавилона, чтобы истребить его, ибо это есть отмщение Господа, отмщение за храм Его.

Против стен Вавилона поднимите знамя, усильте надзор, расставьте сторожей, приготовьте засады, ибо, как Господь помыслил, так и сделает, что изрек на жителей Вавилона. О, ты, живущий при водах великих, изобилующий сокровищами! пришел конец твой, мера жадности твоей. Господь Саваоф поклялся Самим Собою: истинно говорю, что наполню тебя людьми, как саран­чою, и поднимут крик против тебя.

Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса. По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Своих. Безумствует всякий чело­век в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истука­ном своим, ибо истукан его есть ложь, и нет в нем духа.

Это совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их 240   они исчезнут. Не такова, как их, доля Иакова, ибо [Бог его] есть Творец всего, и [Израиль] есть жезл наследия Его, имя Его — Господь Саваоф. Ты у Меня — молот, оружие воинское; тобою Я поражал народы и тобою разорял царства; тобою пора­жал коня и всадника его и тобою поражал колесницу и возни­цу ее; тобою поражал мужа и жену, тобою поражал и старого и молодого, тобою поражал и юношу и девицу; и тобою поражал пастуха и стадо его, тобою поражал и земледельца и рабочий скот его, тобою поражал и областеначальников и градоправи­телей.

И воздам Вавилону и всем жителям Халдеи за все то зло, какое они делали на Сионе в глазах ваших, говорит Господь. Вот, Я - на тебя, гора губительная, говорит Господь, разоряю­щая всю землю, и простру на тебя руку Мою, и низрину тебя со скал, и сделаю тебя горою обгорелою. И не возьмут из тебя камня для углов и камня для основания, но вечно будешь запусте­нием, говорит Господь» (Иер. 51, 2-26). Вернемся к Апокалипсису.

«С нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на зем­ле» (Откр. 17, 2). Блудодеяния земных царей заключались в принятии ими вавилонской идеологии, которая в самом конце мира станет главенствующей в великом городе. Цари земные сознательно проводили отравляющую идео­логию отступничества от Бога, они с этой идеологией заи­грывали, «пили вино разврата ее».