Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Иоанн удивлялся, что за каждым убийством стоит страшный заговор сатаны, пытающегося уничтожить Церковь. Он поражался и тому, до каких беспредельных размеров могут дойти царящие в этом мире ложь, ненависть и злоба. «И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тай­ну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из без­ 244   дны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на зем­ле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Здесь ум, имеющий мудрость.

Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть» (Откр. 17, 7-10). Ангел объясняет тайну: речь идет о том, что в антихристе будет обитать диавол — сейчас он связан Христом, но в кон­це мира будет выпущен из бездны и вселится в антихриста; и вся антицерковь вдохновится диаволом.

134 После сатана опять пойдет в погибель, теперь уже навсегда. И дальше говорит Иоанну Ангел: «И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира» (Откр. 17, 8). Антихриста примут те, кто ему удивится, те, чьи имена не записаны в Книге Жизни, кто не предузнан Господом Богом до начала всех миров. Дело в том, что Господь видит глубины человека, его волю, его сердце.

И первая причина нашего избрания — наша воля. Бог изначально видит, направлено ли изволение человека к Нему или от Него, к истине или против исти­ны. И в соответствии с этим Он выбирает еще до начала времени — потому что с самого начала мира Бог планиру­ет его так, чтобы воля каждого человека была направлена к истине и чтобы он ее нашел. Но, при отсутствии четких духовных ориентиров, на первый план выдвигается любо­пытство, противоположное тяге к истине.

Оно требует чего-нибудь яркого, необычного, загадочного, тогда как любовь к истине требует только истины. Поэтому и пред­упреждает апостол, что в последние времена люди будут искать учителей, которые бы льстили слуху. И дальше Ангел говорит: «Здесь ум, имеющий мудрость» (Откр. 17, 9), то есть это может понять только ум, обла­дающий мудростью.

В библейском смысле мудрость — это 245   Богопознание, без которого человек в этом мире не пой­мет ничего. «Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не при­шел, и когда придет, не долго ему быть» (Откр. 17, 9-10). Семь голов — это семь гор, на которых сидит жена, то есть Рим, стоящий на семи холмах.

Семь царей, из кото­рых пять пали, — это Ассирийская, Вавилонская, Персид­ская, Македонская и Сирийская империи. Шестая импе­рия, шестой царь — это Рим, а седьмая, которая придет, — это германо-славянская империя. Восьмая, как мы про­читаем далее, просуществует короткое время, потому что антихрист будет править, по сравнению с другими царя­ми, крайне мало — три с половиной года.

«И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, кото­рые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зве­рю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные» (Откр. 17, 11-14). Что значит восьмой из числа семи?

Это значит, что вер­нется одно из древних царств, придет последний зверь и будет воссоздана Римская империя. «И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получи­ли царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час» (Откр. 17, 12). Об этом же говорит и Книга пророка Даниила — о десяти рогах, которые возвысятся в конце.

Навуходоносор во сне видел истукана с десятью пальца­ми на ногах, символизирующих десять последних госу­дарств. Предпринимаются разные попытки вычислить, что это за последние государства, но, пока не наступит 246   конец, мы все-таки не можем точно назвать их. Когда придет конец, мы увидим десять царей, принимающих власть «на один час».

Они появятся, как предначинание власти антихриста и будут иметь «одни мысли и передадут силу и власть свою зверю» (Откр. 17, 13). Появятся десять царств, которые потом передадут свою власть зверю, то есть антихристу, последнему врагу, потому что у них с ним одна идеология — вести брань с Агнцем. Цари будут воевать против Бога, против Христа, но окажутся побеж­денными.

Иоанн говорит о том, что тьма сгустилась и он видит сердцевину зла, идущего покорять мир.135 «И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудни­цу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце — исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии.

Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царя­ми» (Откр. 17, 15-18). Блудница владеет разными наро­дами, она осуществляет Нимродов план соединения всех народов воедино. Отсюда вытекает и современная бесов­ская глобализация, о которой многие говорят. Главная трагедия современного человечества — в глобальном раз­витии зла, которое уже стирает все границы.

Бог создал государства, нации, чтобы сдерживать зло, и если они исчезнут, то зло свободно будет перемещаться по все­му миру. Таким образом, уже сегодня в мире происходит последнее разделение человечества на два «лагеря». Бог везде выбирает Своих — тех, кто с Агнцем.136 Другой же «лагерь» ведет борьбу против Бога Творца, против Хри­ста. Так что в стирании границ тоже виден замысел Бога, желающего полностью отделить Своих от чужих.