Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Семь светильников, или семь Церк­вей, — это христианские общины, которые существовали в разных городах Малой Азии. Эфесскую общину основал апостол Павел. Это был главный город всей провинции. Город и сейчас существует как город-памятник в районе Сельчук Измирской области, недалеко от курорта Кушада-сы. В Эфесе находилась главная Церковь всей Азии. Там же проходил III Вселенский Собор.

Город также известен чудом семи отроков в Эфесской пещере, которая до сих пор сохранилась. В этом городе жила некоторое время Пречистая Богоматерь. Там был казнен апостол Тимофей, там умерли апостолы и евангелисты Лука и Иоанн. В Эфе­се Иоанном Богословом было написано Святое Евангелие. Но вместе с тем сохранилось древнее предание, согласно которому семь Церквей, упомянутых в Откро­вении, представляют собой семь этапов в жизни Церкви.

Существуют различные гипотезы о периодизации жиз­ни Церкви. Сама Эфесская Церковь считалась Церковью времен апостолов. Она жила вплоть до казни последних из них, и к ней обращен голос Христа в этом фрагмен­те из Апокалипсиса. Почему же Господь обращается не к Эфесской Церкви, а к Ангелу ее? Дело в том, что каждо­му храму в момент освящения Господь дает своего Ангела Хранителя до скончания мира.

В каком состоянии храм — 28   не важно, даже если он разрушен или перестал существо­вать, Ангел Хранитель никуда не уходит. Ангел Хранитель Церквей особенно заботится об управителях этих Церквей — епископах. Поэтому суще­ствует и второе толкование этого текста, согласно которо­му понимать под Ангелами Церквей следует не столько их Ангелов Хранителей, сколько возглавляющих их еписко­пов.

Архиерей является ангелом хранителем данной Церк­ви. В таком случае становится понятным, почему ангел обличается в грехах. Здесь речь идет о епископе. Но почему ангела (епископа) обвиняют в грехах всей Церкви? Дело в том, что грех одного ранит и других. Ког­да человек грешит, он грешит не только против себя, он приносит боль и окружающим.

Особенно страшно, когда грехи имеют место в Церквах — за эти грехи Бог облича­ет всю Церковь и подвергает наказанию всех христиан. Точно так же и плоды добродетели не принадлежат одно­му человеку: мы знаем, что весь мир держится на молитвах святых, живущих по воле Бога. Обращаясь к Эфесской Церкви, Господь держит в пра­вой руке семь золотых светильников.

Семь звезд симво­лизируют семь Ангелов Церквей, а семь светильников — семь Церквей. Христос тем самым говорит, что дер­жит в руках Своих всех епископов мира и всех Ангелов Хранителей. В Библии читаем: «Сердце царя — в руке Госпо­да» (Притч. 21, 1), и то же самое можно сказать и о серд­це епископа.16 Все Церкви находятся в руках у Бога, и Он смотрит, горят ли люди любовью к Нему или уже потухли.

Господь может «тушить» Церкви-светильники, перестав­лять их с места на место, Он может их снова зажигать. Бог — всемогущий, Он Повелитель всех Церквей мира. Нель­зя думать, будто они могут сами по себе погаснуть — ими управляет Христос. 29   «Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы» (Откр. 2, 2).

Господь говорит Церкви: «Знаю все твои добрые дела, что ты Мне угождала, трудилась в про­поведи Евангелия». Так, как проповедовали в то время, не проповедовали больше никогда.17 Это действительно необыкновенные труды, и апостолам пришлось претер­петь множество преследований за имя Христово. Господь хвалит первую Церковь за то, что она не может перено­сить злых, которые считают зло нормой; отбрасыва­ет злодейства от себя, выметает зло из своих рядов; она испытала называющих себя апостолами и нашла, что они не таковые, но лжецы.

Апостольская Церковь отвергла недобросовестных, фальшивых апостолов, которые пыта­лись иудаизм совместить с христианством, навязать всем христианам нормы Ветхого Завета, уже отмененные кро­вью Христа Спасителя.18 «Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Мое­го трудился и не изнемогал» (Откр. 2, 3). Господь говорит Церкви, что она не только трудилась, но еще и очень мно­гое ради имени Христова терпела и при этом не изнемога­ла.

Имя Господне увлекало Ее все дальше и дальше, любовь Христа переполняла Церковь, и силы ее не источались. Тот, кто трудится ради Христова имени, чувствует в себе силу, которая лишь все более и более возрастает. В то время Церковь изобиловала духовными делами. Апостол Павел свидетельствует, что в любой христианской общине обяза­тельно были пророки, имеющие различные дары от Духа Святого.

Сейчас у нас в Церкви дары остались, но их стало значительно меньше — из-за уменьшения любви. Однако Господь говорит, что у Него есть претен­зии и к первой Церкви: «Но имею против тебя то, что ты 30   оставил первую любовь твою» (Откр. 2, 4). В чем проявля­лась первая любовь? Апостольская община в Иерусалиме не имела личной собственности: люди добровольно про­давали свое имущество и складывали к ногам апостолов вырученные деньги, так что не было среди них ни бедных, ни богатых, но все имели необходимое.

Каждый человек проявлял свою любовь, служа другому. Никогда больше в последующие годы в Церквах такого не было. И лишь в монастырском быту, где у монахов ничего собственного нет, эта любовь и этот принцип первой общины в Иеру­салиме сохранились. Любовь же заключается в том, что люди не отделяют себя от других, но пребывают все вместе в горячей взаимной любви.

19 Иерусалимская община пре­кратила свое существование, а другие Церкви не смогли или не захотели продолжить ее опыт. Это Господь и расце­нивает как отход от первой любви — той, которую христи­ане имели в начале. Это некое охлаждение любви, позднее приведшее к тому, что на Церковь обрушилась целая эпо­ха гонений. Гонения ведь не случайны: когда есть горячая любовь, тогда скорби и не нужны, а когда любви не хвата­ет, тогда Господь зовет спасаться скорбями.