Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

В Книге Жизни записываются все имена праведников, все имена предназначенных для спасения. Существует даже специальный обряд для записи в эту кни­гу: перед Крещением православные священники специ­альной молитвой151 просят Бога, чтобы Он вписал имя крещаемого в Книгу Жизни. При этом действительно имя вписывается в эту Книгу, и крещеный будет вечно жить 284   перед Богом.

Из нее можно себя и вычеркнуть — нераска­янными и смертными грехами. «И судимы были мертвые по написанному в книгах, сооб­разно с делами своими» (Откр. 20, 12). Каждый из мерт­вых судим по делам своим, все учтены Богом. Бог подроб­но оценит каждое из деяний человека. Как и сказано, что Он рассудит вдов и сирот с их обидчиками, воздаст всем злодеям по злодейству их, вознаградит за каждое доброе дело. У Бога все абсолютно точно.

Кстати, в православ­ном богослужении есть момент, являющийся благочести­вым напоминанием о времени Страшного Суда, — чтение Шестопсалмия.152 О книгах на Страшном Суде есть предсказания и у про­рока Даниила: «Видел я, наконец, что поставлены были пре­столы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пытающий огонь.

Огненная река выходи­ла и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7, 9-10). Судьи — это апостолы, которые будут судить двенадцать колен Израилевых, а раскрывшиеся книги — книги совести. И про Книгу Жизни пророк Даниил гово­рит: «Но спасутся в это время из народа твоего все, которы і е найдены будут записанными в книге.

И многие из спящих в пра­хе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12, 1-3). «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (Откр. 20, 13).

Море отдает всех, кто в нем утонул, и все полусонные грешники, находящиеся в аду, выходят на Суд. Могилы опустошаются, поскольку все 285   мертвецы бегут на встречу со своим Властелином. Ни один человек Страшного Суда не избежит, кроме двоих: анти­христа и лжепророка. Мы помним, что они будут лишены чести присутствовать на Страшном Суде.

Все остальные люди, все до единого, выйдут из могил своих, будут собра­ны со всех сторон света и предстанут перед Христом, что­бы быть судимыми соответственно с делами своими. «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20, 14-15). Смерть больше не имеет власти над людьми.

Последний враг, как говорит Писание, упразднится, смерть уничтожена, ее больше нет. Никогда душа с телом больше не разлучатся. Отныне и ада больше нет, он исчезает. Библия говорит, что ад — это временное место заключения грешных душ. И вот смерть и ад броше­ны в озеро, горящее огнем и серой. Это смерть вторая, то есть места заключения душ не будет.

«И кто не быиі записан в Книге Жизни, тот быиі брошен в озеро огненное» (Откр. 20, 15). Все те, кто не был крещен и не жил по-христиански, будут брошены в озеро, горящее огнем и серой, образом которо­го является нынешнее Мертвое море. 286 Г лава двадцать первая «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21, 1).

После того как апостол Иоанн увидел великий Суд послед­него дня, Господь показывает ему, что будет после Суда. Евангелист видит новое небо и новую землю, и свя­той город Иерусалим. Священное Писание говорит, что, с одной стороны, этот мир в нынешнем своем виде не сохранится, потому что он тленный, смертный, но, с другой стороны, «тленное сие облечется в нетление и смерт­ное сие облечется в бессмертие» (1 Кор. 15, 54).

Мы читаем в Книге псалмов: «Пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обнов­ляешь лице земли» (Пс. 103, 30). Бог обновит в конце вре­мен лицо всей земли. Святитель Амвросий Медиолан-ский, рассуждая об этом, говорил, что будет Воскресение не только нашей плоти, но будет Воскресение всей вселен­ной. Как наше тело умрет, а потом будет воскрешено Твор­цом, так и небо и земля сгорят в огне мирового пожара.

Сам Господь сказал: «Небо и земля прейдут» (Лк. 21, 33), то есть исчезнут в нынешнем виде, но потом будут воссозда­ны силой Бога, дыханием Святого Духа, Который восста­новит и изменит все. Об этом же пишет апостол Петр во Втором своем Послании: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его?

Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так 287   же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небе­са и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содер­жимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и поги­бели нечестивых человеков.

Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долго-терпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все приш­ли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, раз­рушатся, земля и все дела на ней сгорят.