Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse Ed. Golden-Ship.ru 2012 Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.
То есть Древо Жизни одно и одновременно их много — «среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки» (Откр. 22, 2). Первый псалом гласит: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс. 1, 1-3).
Праведник уподобляется в Писании растущему у воды дереву. Так как Христос Весь в нем и он весь во Христе, то такой человек и сам становится Древом Жизни. Об этом и сказано в Писании. Господь говорит: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы (Пс. 81, 6); и в Новом Завете: «Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» (Ин. 10, 34).
Что было обещано, то и исполнится: в конце люди станут богами по благодати, достигнут об о жения, станут богоподобными существами. Через Христа они получат бессмертную жизнь внутри себя, поэтому и называются Божественными Деревьями Жизни, плоды которых никогда не заканчиваются, потому что они посажены перед живыми источниками вод, и листья их предназначены для исцеления народов.
Итак, в вечности разница между символом и образом сотрется: символ станет одновременно и тем, что он выражает. У православных хлеб и вино сначала, до превращения 324 их в Святые Дары, только символизируют Тело и Кровь Христа, а в определенный литургический момент — во время схождения Святого Духа — хлеб и вино, сохраняя свой внешний вид, становятся Телом и Кровью Христа.
Так же в вечности будут взаимосвязаны, например, добродетель и плод: когда человек вступает в вечную жизнь, когда он сливается со Христом, то каждая добродетель, принесенная им, становится плодом. Можно увидеть такую взаимосвязь, когда вкушение материальных вещей приводит к нематериальным последствиям. В этом принципе — суть Таинства как такового.
Скажем, человека помазали оливковым маслом, и в него через это входит целительная сила Бога — и человек исцеляется. Через материальное помазание в человека входит нематериальная, несотворенная сила Святого Духа, и он получает силу для совершения добрых дел. Человек видимо трижды погружается в крещенские воды, а невидимо омывается его дух силой Духа Святого.
О древе жизни у реки сказано, что оно двенадцать раз приносит плоды, давая «на каждый месяц плод свой» (Откр. 22, 2). В основании нового Иерусалима — двенадцать драгоценных камней, символизирующих многообразную духовную красоту апостолов и плоды их служения. И когда речь заходит о Древах Жизни, то есть о спасенных людях, подчеркивается, что двенадцать раз человек приносит свои плоды, плоды апостольского учения, взращивая их в себе.
«И листья дерева — для исцеления народов» (Откр. 22, 2). В вечности не будет равенства: ни в мучениях, ни в наградах.169 Господь — не Бог равенства. Он создал множество очень разных существ, не равных друг другу; люди одарены различными талантами, чтобы каждый по-своему служил Богу и ближнему. Поэтому все разговоры о том, что в Царствии Бога будет равенство, — это ложь, коренящаяся в диаволе.
Стремление к равенству — это стремление к диаволу, кото 325 рый пытается все упростить. В новом же Иерусалиме ничего идентичного не будет. В Доме Отца Небесного, как сказал Христос, «обителеймного» (Ин. 14, 2). Люди там не будут равны — они будут различны, как и написал апостол Павел: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.
Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении» (1 Кор. 15, 41-42). И Господь прямо сказал о тех, кто войдет в Царствие Небесное, что одни приносят тридцатикратный плод, другие — шестидесятикратный, а третьи — стократный. Первый плод — это плод создавших семью, второй плод — вдов, которые ради Бога сохранили себя, и третий плод — девственников.
Это общее толкование, однако есть еще и другое: тридцатикратный плод — плод обычных праведников, шестидесятикратный — мучеников, стократный — апостолов. В любом случае, в зависимости от дел, которые человек совершает на земле, различно и состояние его души и плод, который она произрастит в вечности. Что значит «листья дерева — для исцеления народов» (Откр. 22, 2)?
Здесь имеется в виду исцеление невежества, то есть человек будет получать плоды от добрых дел и использовать листья тонких знаний о Промысле Божием, исцеляя таким образом свое невежество и узнавая новые тайны. Писание прямо говорит, что Богу нужно служить не просто правильно, а красиво. Листья деревьев для исцеления народов пригодятся и для того, чтобы научить новый народ Бога, собранный со всех концов земли, изяществу.
Писание напоминает нам, что процесс роста никогда не может быть остановлен, никогда не сможет сказать человек: «Я уже все узнал». Этот путь бесконечен, как бесконечно и преуспеяние в любви. По словам Иоанна Лествичника, Ангелы «не остановятся, доколе не достигнут превыспреннего устроения Серафимов». Так же не может и успокоиться человек, поу 326 чающийся Божественной любви.
Этот путь бесконечен как на земле, так — и тем более — в Царстве Божием. И там более великие и сильные будут помогать и служить тем, кто слаб. Как и Господь заповедал: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23, 11-12). Это служение любви сохранится и в вечности, всегда, и будет только усиливаться.