Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Про­изойдет не просто расширение теоретического знания, но и усиление воли, углубление чувств, в буквальном смыс­ле — исцеление. Будет восстанавливаться целостность, будут излечиваться те раны, которые нанесены были на земле страстями; при условии, что мы с ними боролись, они будут залечены вечностью. «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» (Откр. 22, 3).

Если перевести дословно: «И всякого проклятья не будет уже, и пре­стол Бога и Агнца в нем будет, и рабы Его будут служить Ему». То есть не просто проклятого не будет, а проклятья не будет вообще. Дело в том, что «проклятье» и «проклятые» — это разные вещи. Проклятье действует как бы самостоятельно: человека прокляли, и он уже своими силами, без вмешатель­ства Творца, выбраться не может.

Однако Писание говорит, что незаслуженное проклятие не сбывается, оно возвраща­ется к тому, кто его послал, а вот заслуженное — действует на человека. В вечности же всякое проклятье исчезнет, весь поток зла, накопленный в этом мире, останется в границах времени. Границы Суда — это границы, за которыми прекра­щают действовать последствия черных дел, сделанных нами в прошлом.

«Никакого проклятья больше не будет», — гово­рит Господь, то есть оно не настигнет человека, он избежит последствия своих злых дел. Другое дело, если человек тво­рил много злых дел, у него будет более низкий старт, и, сле­довательно, ему дольше надо будет подниматься к тем вер­ 327   шинам, с которых начнут святые.

Чем более велик святой, тем с большей вершины он начинает свое восхождение, тем большего он достигает. Это соревнование, оно будет вечно продолжаться, но главное: проклятья уже больше не будет, что очень важно, ибо это означает, что зло, от людей и анге­лов исходящее, никогда не войдет в новый Иерусалим. «Престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут слу­жить Ему» (Откр. 22, 3)

, то есть престол Бога будет прямо в центре нового Иерусалима, а люди станут служить Богу прямо перед Его лицом. Это было предсказано в Книге про­рока Даниила: «Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем пред­стояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7, 10). И люди смогут прямо служить Богу. На самом деле человек как таковой — существо служебное. Но вопрос в том, кому служить?

Служить надо Творцу, а лучше всего служить Богу по Его воле, перед Ним Самим, по Его личной просьбе. Слу­жение же означает, что человек будет поклоняться Богу в благоговении, то есть и в будущей жизни сохранится прин­ципиальная разница между Богом и людьми. Бог не переста­нет быть Богом, а человек — человеком, наши личные свой­ства не потеряются.

Когда разные оккультисты и чародеи утверждают, что наша цель — слиться с Богом, чтобы поте­рять в Нем свою личность — они лгут. Мы останемся людь­ми в вечности, хотя и достигнем обожения. Мы станем таки­ми же, как Бог, но в то же самое время Бог все равно будет выше, потому что стать равным бесконечности можно толь­ко в бесконечности. И поэтому Бог останется Богом, а чело­век останется человеком.

«И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» (Откр. 22, 4). Писание говорит, что люди увидят Бога лицом к лицу, уже не в образах, не в тенях, не в отблесках, а непосредствен­но, напрямую и удостоятся личной встречи с Богом Отцом. То, ради чего Сам Христос пришел на землю, произойдет: 328   а Он пришел, чтобы детей Божиих привести к Богу Отцу.

Находясь всецело во Христе, мы увидим Бога Отца, уви­дим Его в неимоверном сиянии, лицом к лицу. И вот имен­но тогда мы и станем настоящими личностями. Будет пол­ностью реализовано то, чему положено начало в Таинстве Миропомазания, во время которого видимым действи­ем невидимо освящаются Святым Духом мысли, чувства и все поступки человека, и он получает «печать дара Духа Святаго».

В этом Таинстве осуществляется взятие чело­века в «удел» (1 Пет. 2, 9) Божий, в результате чего он дол­жен стать храмом Святого Духа, личностью, живой иконой Бога. Некоторые думают, что Бога можно увидеть, как обыч­ного человека. Нет, это невозможно. Если кто-то попыта­ется встретиться с Богом лицом к лицу в непреображенном виде, то просто сгорит. Почему? Потому что Бог не терпит никакой лжи.

А поскольку Он всевидец и в Его свете чело­век делается как бы прозрачным, видным насквозь, и ника­кое, даже самое малое, зло в человеческой душе от Господа не утаишь, — все грехи человека вспыхнут, и ничего не оста­нется. Так что Господь постепенно растит нас, чтобы мы ста­ли способными к встрече с Ним. Во времена Ветхого Завета первосвященник имел на гру­ди двенадцать драгоценных камней, а на лбу — золотую пла­стину с надписью «Святыня Господня» (

по другим переводам — «Посвящено Господу»)170, потому что все движения его мысли должны быть направлены к Богу и Его святой воле, разум должен быть полным отражением разума Господа. Вот и здесь, в Откровении, написано, что «имя Бога на челах их» (Откр. 22, 4), то есть Божий разум будет полностью отра­жаться в разуме людей. Как говорит апостол Павел: «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13, 12)

, то есть Бога можно будет увидеть 329   так, как Бог видит нас. А как Бог видит людей? Ему не нуж­но анализировать человека, тот сразу предстает перед Ним таким, каков он есть, в истинном виде. Так что точка зрения Бога — единственная объективная точка зрения. И люди так же увидят Бога, потому что Божий разум отразится в их умах, они станут полностью Божии, посвященные Ему, свои для Господа.