Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Нам известно множество пророчеств, содержащих­ся в Новом Завете, которые исполняются и в наше время по воле Господа. «И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. Неправедный пусть еще делает неправ ду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и воз­мездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22, 10-12).

Пророку Даниилу было велено запечатать слова полученного им откровения, потому что еще не при­шло время — люди не были готовы полностью вместить откровение Божие. А теперь говорится обратное: «Не запе­чатывай слова пророчества книги этой, потому что вре­мя близко». То есть сроки приближаются, конец мира ско­ро наступит. Скоро придет Христос. «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.

Се, гряду ско­ро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам 333   его» (Откр. 22, 11-12). Некоторые считают, что надо насиль­но заставить все человечество жить по заповедям Божи-им, однако Господь говорит, что так делать нельзя, свобо­да воли людей должна сохраняться. Свободную волю Бог не трогает и не будет трогать никогда, а иначе заслуги чело­века не будет.

Было бы желание, а Господь непременно помо­жет. Например, алкоголизм считается неизлечимым заболе­ванием, потому что алкоголик не может исцелиться, если сам этого не захочет — это вопрос воли человека, которую невозможно сломать в принципе. И вот Господь прямо гово­рит: «Обижающий пусть еще обижает, грязный пусть еще сквернится, а праведность пусть еще правду делает, а святой — еще более святым становится.

Пусть каждый делает все, что хочет, но Я скоро приду и возмездие Мое со мной, что­бы воздать каждому по делам его». Пусть люди делают все, что хотят, Господь оценит всех. Бог говорит, что выплатит каждому «зарплату», которую он заработал. Что заработали, то и получите. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Послед ний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, что­бы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22, 13-14).

Христос повторяет, что Он — начало мира и конец, Первый и Последний. Кроме Него нет Бога, Он — единственный. «Блаженны те, которые соблюдают запове­ди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22, 14). Епископ Кассиан (Безобразов) перевел с греческого подлинника это предложение так: «Блаженны омывающие одежды свои (дословно — «празднич­ные ризы свои»)

, чтобы иметь им право на древо жизни и вой­ти в город воротами». То есть блаженны те, кто всегда, всю жизнь покаянием омывает свои одежды. Такие люди, стре­мящиеся понять заповеди Божии и омывающие свои ризы от всех грехов частой исповедью, блаженны — они получат 334   право вкушать от Дерева Жизни и смогут воротами войти в Город.

Господь в Евангелии сказал: «Я есмь дверь: кто вой­дет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10, 9). Поэтому необходимо стремиться все время омы­вать себя, омывать свой дух, чтобы иметь возможность вой­ти в город воротами. В город через стенку не перелезешь — стенка высокая, поэтому войти в него возможно только воротами, то есть через Христа, но при условии, что будешь постоянно омывать свои ризы. Сколько раз надо каяться?

Процесс покаяния должен быть постоянным и продолжать­ся до самой смерти. Испачкался — умылся, упал — встал — вымылся, поэтому и сказано: «Блажен омывающий ртзы свои», кто следит за своими праздничными одеждами, чтобы они не истрепались и были чисты. «А вне—псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужите ли, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22, 15). Вне Города останутся псы и чародеи.

«Псами, — объясняет свя­титель Андрей Кесарийский, — называются здесь бесстыд­ные, неверные и вообще злые делатели, оплакиваемые апо­столом, а вместе с тем и возвратившиеся после Крещения на свою блевотину. За это они будут отчуждены от вышнего города наравне с убийцами, прелюбодеями и идолопоклон­никами». В Священном Писании псами называются еще гомосексуалисты.

«Второзаконие», называя гомосексуали­стов псами, запрещает принимать от извращенцев пожерт­вования на Дом Господень: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор. 23, 18). Гомо­сексуалисты, если не раскаются, останутся навсегда вне города. Что означает «чародей»?

Как истолковывает цер­ковнославянский словарь — «приготовляющий отравы; кол­дун, ворожей». Отраву делают и при помощи трав. Поэто­му вне Города останутся и наркоманы — люди, общающиеся 335   со злыми духами при помощи трав. За воротами Города ока­жутся развратники, убийцы, идолопоклонники, а также все, любящие и делающие ложь.

Причем не сказано «говорящий ложь», сказано «любящий и делающий ложь» — ведь обманы­вать можно не только словом, врать можно делом — это ког­да человек лживо живет. «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр. 22, 16). По повелению главы Церкви — Иисуса Христа — пришел Ангел, чтобы свидетельствовать о будущем перед всеми Церквами.

Христос имеет на это пра­во, ибо Он корень и потомок Давида. В каком отношении Он корень Давида? Он Бог. Почему корень? Потому что Он сотворил человека, сотворил Давида, Бог в руках Сво­их его держал. Поэтому и Давид говорил: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс. 15, 8). Христос хранил царя Давида. Спаситель — вечное Слово Отца, Сын Божий, до начала веков рожденный от сущно­сти Отца, — общался с Давидом, открывал ему тайны, руко­водил им. Поэтому Он корень Давида.