Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Христос открывает первую из семи печатей, и начинает­ся первая эпоха Церкви. Мы видим, что вся мировая исто­рия существует на основании великой иерархии, нача­ло которой полагает Бог Отец, Его Сын и Святой Дух, — Святая Троица правит вселенной. Приказ Бога, пове­ление Иисуса Христа приводится в исполнение первым из живых существ, первым из Серафимов, стоящих у тро­на Бога, и он говорит Иоанну Богослову, кто должен вый­ти: «Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имею­щий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить» (Откр. 6, 2).

Первый, кого выпускает Христос в этот мир, — это великий белый всадник, имею­щий в руках колчан, полный стрел, и увенчанный белым венцом. Это святые апостолы, победоносная апостоль­ская проповедь, направленная на то, чтобы сокрушить силу сатаны.51 Апостолы увенчаны венцом еще до нача­ла битвы, потому что они вышли, чтобы победить; и не победить они не могли, ведь главная победа уже состо­ялась, они просто продолжают наступление.

Генераль­ 83   ная битва состоялась в день распятия Господа на Голгофе и окончилась абсолютной и полной победой Бога. Венец, венчающий апостолов, — это венец Святого Духа, почив­шего на их головах в день Пятидесятницы. В руках у всадника лук со стрелами. Стрела — это слово Божие. В Псалтири сказано: «Остры стрелы Твои, [Сильный], — народы падут пред Тобою, — они — в сердце вра­гов Царя» (Пс. 44, 6).

И в другом месте, у пророка Авваку­ма, иными словами предсказана эта великая атака Бога: «Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о мило­сти» (Авв. 3, 2). Пророк Аввакум просит, чтобы Господь Свое великое дело совершил не в конце времен, а в сере­дине временного потока.

И далее пророк говорит: «Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небе­са величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его — жгучий ветер. Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные» (Авв. 3, 3-6). Почему горы падают перед Его гла­зами?

Это горы, на которых приносились жертвы бесам. Горы гордыни, ненависти и злобы — Бог смотрит на них, и они рушатся. Когда Сам Господь выходит, то зло прекра­щается мгновенно. Далее Аввакум продолжает: «Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской. Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой?разве на реки — негодова­ние Твое, или на море — ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные?

Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам. Ты потоками рассек землю. Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна 84   остановились на месте своем пред светом летающих стрел Тво­их, пред сиянием сверкающих копьев Твоих. Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы.

Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха» (Авв. 3, 7-13). Господь выступает с решающей силой и обнажает диавола, пронзает голову его и вождей его копьями, когда они, «как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно.

Ты с коня­ми Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод» (Авв. 3, 14-15). Что предсказал Аввакум, то и сбылось; как обещал в древности Бог этому пророку, так и произошло. Бог выходит и проводит великую «военную операцию»: начинается захват великого моря вселенной — моря чело­вечества. Море народов выходит, чтобы победить. Идут апостолы — это те самые всадники в сияющих одеждах, увенчанные венцом Святого Духа, с раскаленными пыла­ющими стрелами евангельского слова, поражающего народы.

Они вышли для победы, и они победили — созда­ли Церковь. Это была первая печать и первый всадник, вышедший по воле Господа. Его видел и пророк Захария за много лет до написания Откровения: «Видел я ночью: вот, муж на рыжем коне стоит между миртами, которые в углублении, а позади него кони рыжие, пегие и белые, — и ска­зал я: кто они, господин мой?

И сказал мне Ангел, говоривший со мною: я покажу тебе, кто они. И отвечал муж, который сто­ял между миртами, и сказал: это те, которых Господь послал обойти землю» (Зах. 1, 8-10). Великий поход еще не закон­чился, первая эпоха началась, но не завершилась, пото­му что когда путь первого всадника будет завершен, то придет к своему концу и история мира.

Еще есть страны, ожидающие прихода великого белого всадника, который должен победить смерть и у них: это Китай, Индокитай, 85   многие островные государства, ждущие прихода вестни­ков Бога. Но замысел Господа этим не исчерпан, это толь­ко начало. «И когда он снял вторую печать, я слышал второе живот­ное, говорящее: иди и смотри.

И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Откр. 6, 3-4). Второй Серафим, сидящий у трона Бога, повелевает Иоанну смо­треть, что будет дальше. И тот видит второго коня, но не рыжего, как написано в русском переводе, а огненно-красного — «пиррос» (πυρρος) в греческом подлиннике.

Начинается то событие, которое нам известно как Вели­кое переселение народов. Бог изменил Своей могуще­ственной дланью все цивилизации мира, Он произвел великое потрясение вселенной и сделал так, чтобы люди на земле не смогли построить идеальное общество. Нача­лось внезапное, ничем не мотивированное движение огромных масс людей. Ничего подобного никогда рань­ше в истории не случалось.