Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха» (Авв. 3, 7-13). Господь выступает с решающей силой и обнажает диавола, пронзает голову его и вождей его копьями, когда они, «как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно.

Ты с коня­ми Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод» (Авв. 3, 14-15). Что предсказал Аввакум, то и сбылось; как обещал в древности Бог этому пророку, так и произошло. Бог выходит и проводит великую «военную операцию»: начинается захват великого моря вселенной — моря чело­вечества. Море народов выходит, чтобы победить. Идут апостолы — это те самые всадники в сияющих одеждах, увенчанные венцом Святого Духа, с раскаленными пыла­ющими стрелами евангельского слова, поражающего народы.

Они вышли для победы, и они победили — созда­ли Церковь. Это была первая печать и первый всадник, вышедший по воле Господа. Его видел и пророк Захария за много лет до написания Откровения: «Видел я ночью: вот, муж на рыжем коне стоит между миртами, которые в углублении, а позади него кони рыжие, пегие и белые, — и ска­зал я: кто они, господин мой?

И сказал мне Ангел, говоривший со мною: я покажу тебе, кто они. И отвечал муж, который сто­ял между миртами, и сказал: это те, которых Господь послал обойти землю» (Зах. 1, 8-10). Великий поход еще не закон­чился, первая эпоха началась, но не завершилась, пото­му что когда путь первого всадника будет завершен, то придет к своему концу и история мира.

Еще есть страны, ожидающие прихода великого белого всадника, который должен победить смерть и у них: это Китай, Индокитай, 85   многие островные государства, ждущие прихода вестни­ков Бога. Но замысел Господа этим не исчерпан, это толь­ко начало. «И когда он снял вторую печать, я слышал второе живот­ное, говорящее: иди и смотри.

И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Откр. 6, 3-4). Второй Серафим, сидящий у трона Бога, повелевает Иоанну смо­треть, что будет дальше. И тот видит второго коня, но не рыжего, как написано в русском переводе, а огненно-красного — «пиррос» (πυρρος) в греческом подлиннике.

Начинается то событие, которое нам известно как Вели­кое переселение народов. Бог изменил Своей могуще­ственной дланью все цивилизации мира, Он произвел великое потрясение вселенной и сделал так, чтобы люди на земле не смогли построить идеальное общество. Нача­лось внезапное, ничем не мотивированное движение огромных масс людей. Ничего подобного никогда рань­ше в истории не случалось.

По Божиему замыслу грешни­ки получали возмездие от грешников же — это принцип, о котором Господь сказал еще пророку Аввакуму. Злодей будет наказан таким же злодеем, вор будет обворовывать вора. Бог поэтому и зажег огни мировых воин, великого переселения народов, чтобы грозные империи, проти­вившиеся проповеди Христа, были сметены с лица зем­ли или рассеяны.

Глобальное «перемешивание» народов закончилось созданием христианских государств. Но как только христианские государства рухнули, рыжий всад­ник вернулся.52 Его задача — крушить все, что поднимает­ся против Бога. Он ополчается на могущественные импе­рии, на властелинов, выступающих против Создателя. «И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри.

Я взглянул, и вот, конь 86   вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слы­шал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (Откр. 6, 5-6). На землю прихо­дит третий, черный, всадник, у которого в руках — весы, он держит малую меру муки, меньше килограмма.

Этот всадник разрушает все системы «глобальной сытости». Когда люди пытаются создать идеальную экономическую систему, он посылает голод. Но при этом всадник не тро­гает елей и вино, чтобы люди могли совершать Литургию (мы знаем, что причащать можно и одной только Кровью Христовой, поэтому без хлеба можно обойтись, без вина — никак). Третий всадник, по воле Бога, не дает людям обустроиться на земле, но при этом им всегда дается воз­можность участвовать в жертве Христа. «...

Хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячме­ня за динарий; елея же и вина не повреждай» (Откр. 6, 6). Динарий — это дневная плата наемника, то есть чело­век должен очень ограниченно питаться, чтобы не соз­дать себе «царство сытости». А такие царства возника­ли очень часто. Например, Рим — это было настоящее, классическое царство сытости, где человек мог комфор­тно жить и не работать.

Любой гражданин Рима каждый день получал бесплатную, достаточно большую норму еды: ему выдавали виноградное вино, пшеницу, масло. И черный всадник скачет туда, где появляется подоб­ное, и пресекает такие вещи, чтобы не было на земле идеального царства. Есть еще одно объяснение этого третьего, черного, всадника. Как сказал Бог через пророка Амоса: «Вот насту­пают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господ­них.

И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера 87   к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам. 8, 11-12). В наказание за то, что люди отказались от Бога, наступа­ет еще более страшный голод. «И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.