Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

По Божиему замыслу грешни­ки получали возмездие от грешников же — это принцип, о котором Господь сказал еще пророку Аввакуму. Злодей будет наказан таким же злодеем, вор будет обворовывать вора. Бог поэтому и зажег огни мировых воин, великого переселения народов, чтобы грозные империи, проти­вившиеся проповеди Христа, были сметены с лица зем­ли или рассеяны.

Глобальное «перемешивание» народов закончилось созданием христианских государств. Но как только христианские государства рухнули, рыжий всад­ник вернулся.52 Его задача — крушить все, что поднимает­ся против Бога. Он ополчается на могущественные импе­рии, на властелинов, выступающих против Создателя. «И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри.

Я взглянул, и вот, конь 86   вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слы­шал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (Откр. 6, 5-6). На землю прихо­дит третий, черный, всадник, у которого в руках — весы, он держит малую меру муки, меньше килограмма.

Этот всадник разрушает все системы «глобальной сытости». Когда люди пытаются создать идеальную экономическую систему, он посылает голод. Но при этом всадник не тро­гает елей и вино, чтобы люди могли совершать Литургию (мы знаем, что причащать можно и одной только Кровью Христовой, поэтому без хлеба можно обойтись, без вина — никак). Третий всадник, по воле Бога, не дает людям обустроиться на земле, но при этом им всегда дается воз­можность участвовать в жертве Христа. «...

Хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячме­ня за динарий; елея же и вина не повреждай» (Откр. 6, 6). Динарий — это дневная плата наемника, то есть чело­век должен очень ограниченно питаться, чтобы не соз­дать себе «царство сытости». А такие царства возника­ли очень часто. Например, Рим — это было настоящее, классическое царство сытости, где человек мог комфор­тно жить и не работать.

Любой гражданин Рима каждый день получал бесплатную, достаточно большую норму еды: ему выдавали виноградное вино, пшеницу, масло. И черный всадник скачет туда, где появляется подоб­ное, и пресекает такие вещи, чтобы не было на земле идеального царства. Есть еще одно объяснение этого третьего, черного, всадника. Как сказал Бог через пророка Амоса: «Вот насту­пают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господ­них.

И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера 87   к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам. 8, 11-12). В наказание за то, что люди отказались от Бога, наступа­ет еще более страшный голод. «И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.

И я взгля­нул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя „смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвер­тою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр. 6, 7-8). Четвертый конь — бледный. Хотя это не совсем точный перевод с грече­ского языка: если переводить дословно — всадник зеле­новатый. Это цвет разлагающегося трупа.

Это живой разлагающийся конь, на котором едет соответствую­щий всадник по имени «смерть». Четвертый всадник, которого выпускает Бог, — это смерть и ад, он направлен на людей-отступников. Заметьте, все происходит постепенно: сначала идет проповедь Христова, затем — великое переселение наро­дов, потом — ограничение в продовольствии, разруше­ние экономической системы, и одновременно с этим замолкает слово Божие.

Наступает страшный дефицит, хотя Таинства при этом совершаются. И наконец прихо- 53 дит смерть. Вышел бледно-зеленый, цвета разлагающегося тру­па, всадник, на котором сидела смерть, и ад следовал за ним. Зачем вышел этот всадник? Ему дана власть над четвертью земли, чтобы убивать ее мечом, голодом, бед­ствиями и зверями земными.

Например, если мы проа­нализируем результаты религиозных войн в Европе, то увидим, что они были ужасающими: в Германии в живых остался лишь каждый третий немец, в Ирландии, когда туда пришли протестанты, выжил только каждый четвер­тый католик. А скольких потеряла Россия за XX век! 88   «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенни­ком души убиенных за слово Божие и за свидетельство, кото­рое они имели.

И возопили они громким голосом, говоря: доко­ле, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр. 6, 9-10). Даже мученики решили, что настолько велико зло, соверша­емое из-за адского натиска на землю, что уже надлежит прийти концу, надлежит совершиться великой мести Бога. Но Господь успокаивает их и говорит, что еще рано.

И вот под престолом на небесах находятся мученики — так же и у нас в православных храмах: обязательно на каждом престоле должна быть частица мощей мученика. Само слово «мученик» («свидетель» в переводе с греческого) означает того, кто свидетельствует своей жизнью и смер­тью о подлинности воскресения Иисуса Христа. Почему мучеников называют этим словом?

Потому что их смерть за Христа — это исповедание того, что смерти бояться не следует. Ведь Бог Живой воскресит нас, как Он вос­кресил Христа. «И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Вла­дыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одеж­ды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут уби­ты, как и они, дополнят число» (Откр. 6, 10-11).