Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Здесь мы опять вспоминаем события Книги Исход, ког­да Господь повелел Моисею превратить воды реки в кровь (первая казнь египетская): «И сказал Господь Моисею: упорно сердце фараоново: он не хочет отпустить народ. Пойди к фарао ну завтра: вот, он выйдет к воде, ты стань на пути его, на бере­гу реки, и жезл, который превращался в змея, возьми в руку твою и скажи ему: Господь, Бог Евреев, послал меня сказать тебе: отпу­сти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне; но вот, ты доселе не послушался.

Так говорит Господь: из сего узна­ешь, что Я Господь: вот этим жезлом, который в руке моей, я уда­рю по воде, которая в реке, и она превратится в кровь, и рыба в реке умрет, и река воссмердит, и Египтянам омерзительно будет пить воду из реки. И сказал Господь Моисею: скажи Аарону [брату твоему]: возьми жезл твой [в руку твою] и простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище вод их, — и превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской и в деревянных и в каменных сосу­дах.

И сделали Моисей и Аарон, как повелел [им] Господь. И под­нял [Аарон] жезл [свой] и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне 119   не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египет­ской» (Исх. 7, 14-21).

В конце времен Господь посылает кары по нарастающей: сначала наносит удар не по рекам, из которых люди пьют, а по морям, где они только рыбу добывают. Бог наносит удар и по взаимосвязи между раз­ными обществами, которые создали безбожную, бесов­скую Вавилонскую империю. Поэтому сказано: «И третья часть моря сделалась кровью» (Откр. 8, 8).

«Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде „полынь"; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, пото­му что они стали горьки» (Откр. 8, 10-11). Звезда «полынь» падает на третью часть рек и изменяет свойства воды, делая ее горькой. Люди, ее пьющие, умирают.

Есть пред­положение, что это радиоактивное заражение, второй Чернобыль. А чернобыль в переводе с украинского языка — полынь. Вообще же вода — это знак жизни, символ неко­его живого течения. «Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи» (Откр. 8, 12).

Это ана­лог предпоследней, девятой казни египетской — тьмы. В Книге Исход сказано: «И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осяза­емая тьма. Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их» (Исх. 10, 21-23).

Люди, омрачившие свой разум темными делами и не желающие познать свет истины, не желающие узнать Бога, видеть Творца вселенной, достойны тьмы. Поэтому солнце, 120   луна и звезды омрачаются на треть — и день, и ночь еще мрачнее делаются. Вот такая кара. Тьма сгущается над миром в прямом смысле этого слова.

«И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на зем­ле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!» (Откр. 8, 13). Еще осталось три возгласа трубы и три голоса — они нависают над этим миром. То, что будет происходить с людьми от голосов труб трех других Анге­лов, можно описать одним словом — «ужас».

Того, кто оби­тает на земле и живет по земным законам, ждут страдания. Горе и тем людям, которые к земле себя привязали и надеж­ду свою связали с этим миром. Великое, тройное горе ожи­дает людей от трех голосов Ангелов, а им надлежит вскоре вострубить. Христиане будут жить до самого конца мира, и многих из них все кары обойдут стороной. Известно, что христиане, которые доживут до конца мира, не умрут — они изменятся, преобразятся в одно мгновение при звуке последней трубы и в преображенных телах войдут в Цар­ство Божие.

Весь мир изменится, и если вы не живете зем­ным, дольним — вам бояться нечего. Церковь сохранится как место совершения Литургии, место, где приносится великая жертва Богу. 121 Г лава девятая «Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был- ей ключ от кладязя бездны» (Откр. 9, 1).

Удивительное, страшное видение начинается с того, что с неба после трубного голоса Ангела падает звезда. Она является образом денницы. Помните, как написано у еван­гелиста Луки: «Видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10, 18). И мы действительно видим здесь, что звезда эта не простая: если предыдущая была похожа на метеорит­ные потоки, то в этом случае на землю падает один из тем­ных князей, имеющий ключ от великой бездны.

Вспомним, что после распятия Христа Спасителя и Его Воскресения из мертвых диавол скован, сила его ослаблена. Святитель Андрей Кесарийский говорил, что проповедь христиан и мученическая их кровь сковывает и сдерживает силу диа-вола. Так что у диавола очень плохое воспоминание, свя­занное с Крестным древом. Этим, кстати, объясняется тот факт, что самые большие искушения происходят на Кре­стопоклонной и Страстной неделях: диавол беснуется, так как Крест его чудовищно жжет.

А вот в конце времен князь тьмы постепенно освобождается, а затем освобождает и рой подчиненных ему злых духов. Эта страшная демони­ческая саранча свирепых духов мгновенно устремляется на землю, то есть насылается восьмая египетская казнь — нашествие саранчи диавольской. «Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладя-зя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух 122   от дыма из кладязя» (Откр. 9, 2).