Daniil Sysoev /Commentary on the Apocalypse/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev Commentary on the Apocalypse   Ed. Golden-Ship.ru 2012     Charitable Foundation "Missionary Center named after Priest Daniel Sysoev" Moscow, 2011 Recommended for publication by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church IS11-108-0823 Executive editor — Nina Krivko Proofreader — Galina Digtyarenko Layout — Ruslan Nabiev Cover, title page — Igor Ermolaev For many people, the Apocalypse is about catastrophes and terrible events, the advent of the Antichrist, natural disasters, wars and the end of the world.

Он дает крепость крепким, а вся Его кре­пость и могущество, и разум, и сила превосходят всякую власть и даже всякое человеческое представление о вла­сти и могуществе. Господь является единовластным пове­лителем мировой истории.10 «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в цар­ствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, назы­ваемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 1, 9).

Имя «Иоанн» дословно переводит­ся как «благодать Божия».11 Здесь апостол подчеркива­ет, что он брат во Христе тех, к кому обращается. Это братство берет начало в Крещении, когда мы рождаем­ся от Бога Отца, поэтому все христиане — братья. Далее Иоанн Богослов говорит, что он соучастник или, можно сказать, сопричастник в скорбях и в царствии, и в стой­кости Иисуса Христа.

Наши страдания, которые мы как христиане переносим, — это страдания, которые мы тер­пим вместе со Христом. Они являются неизбежностью христианства, потому что Христос страдал и говорил уче­никам Своим: «Рабне больше господина своего. Если Меня гна­ли, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20). И в другом месте сказа­но, что праведники идут за Агнцем, куда бы Он ни пошел.

А Агнец идет приносить Себя в жертву, идет на смерть, а только потом идет путем Воскресения. Так и христиа­не должны терпеть до самой смерти. Так что скорбь для христиан — вещь неизбежная, а потом — Воскресение. Более того, для нас честь — носить скорби не свои, а Хри­ста Спасителя. Мы в скорбях Бога в этом падшем мире, поэтому Иоанн гордится тем, что он соучастник скор­ 18   би Иисуса Христа.

Для христиан, живущих по заповедям Божиим, усиливаются скорби, но одновременно в них возрастает сила и мощь Христа. Мы, в буквальном смыс­ле, соучаствуем в Царстве Спасителя, причащаясь Тела и Крови Христа, и чувствуем в себе царственную власть Его. И, как говорит апостол Павел, чем больше усилива­ются скорби, тем больше усиливается благодать Христо­ва.

Апостол даже искал скорбей, чтобы умножить в себе силу Христову. Мы чувствует власть Христа и в том, что Он царствен­но освобождает нас от всякой вины. В покаянии вина сни­мается с человека, и это объективный факт. При этом никакого чувства вины в нас не остается. Где появляется возможность прощения, там и есть Царство Христово — царство простого, незаслуженного прощения.

Это только первые ступени, а дальше царственность проявляется в том, что человек начинает получать новые силы, у него появляется духовная мудрость и открывают­ся новые пласты интеллекта. Человек становится более сердечным, начинает чувствовать других людей и научает­ся видеть Промысл Бога в этом мире. Преподобный Петр Дамаскин говорил, что человек начинает видеть Про­мысл Бога в том, что видит Его сначала в неодушевлен­ных вещах мира, а уже потом начинается видение замыс­ла Бога в истории.

В человеке появляются духовные силы, в том числе величайшая из них, которая называется любо­вью. Очень часто бывает, что люди со временем начинают чувствовать царственную силу молитв, они дерзновенно молятся Богу и получают просимое.12 Потом человек вхо­дит в общение с миром Ангелов. Бесы сначала раздража­ются на него за это, а потом постепенно начинают такого человека панически бояться, потому что любящий чело­век становится Богом для демонов.

19   Промыслом Божиим за свидетельствование об Иисусе Христе Иоанн Богослов оказался на острове Патмос. Это небольшой каменистый и совершенно пустынный остров, на котором росла только трава. Остров был почти необи­таем, там проживало лишь небольшое количество людей, обольщенных колдунами. Многие жители поклонялись идолам, в особенности Аполлону.

Апостол Иоанн, попав на остров, проявил «жест неполиткорректности», разру­шив идола и прогнав всех бесов в море. На острове нахо­дилась большая каменоломня, куда и сослали апостола Иоанна. Он работал там вместе с другими, рубил камень (хотя ему было 90 лет), жил в обычной пещере, а спал пря­мо на каменном полу. И вот как однажды он получил откро­вение Божие.

«Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя гром­кий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в кни­гу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Эфес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лао-дикию» (Откр. 1, 10-11). Иоанн Богослов в воскресный, Господний день был в общении Святого Духа.

Небесные реальности доступны только небесному зрению, так же, как и наши земные реалии доступны для зрения земно­го. Чтобы увидеть Бога, необходимо быть в Святом Духе, Который является языком проповедников, умом мудрецов и зрением пророков. Огонь Святого Духа открывает тай­ное зрение, вложенное в человека в особом священнодей­ствии — Миропомазании.

13 Дело в том, что тайное зрение, вложенное в людей изначально при сотворении, было утрачено Адамом и Евой после грехопадения. Оно нужда­ется в пробуждении Святым Духом, Который и вложил его в человека. Дух Святой, начиная действовать в ком-либо, «будит» в нем зрение, слух, вкус, обоняние, сердце, руки, 20   ноги. Это все происходит постепенно.

И вот в Иоанне пробуждается тайное зрение. «И слышал позади себя громкий голос, как бы трубный» (Откр. 1, 10). Голос Бога похож на голос трубы, от звуча­ния этого голоса даже лопнула скала, где находился апо­стол Иоанн. А труба — это знак того, что Бог собирает людей, как сказано в Книге Чисел: «Сделай себе две серебря­ные трубы, чеканные сделай их, чтобы они служили тебе для созывания общества и для снятия станов» (Чис. 10, 2).