Tolkovyy pravoslavnyy molomolog/ Biblioteka Golden-Ship.ru   Tolkovyy pravoslavnyj molosokol   Po blavrezheniy Vysoreiniego Tikhon, Bishop of Novosibirsk and Tomsk   © Izdannoe prihodnym v po imeni Prepodvennogo Seraphima Sarovskoj Eparchii vmestoy s izd-vom "Russkaya beseda", 1995. © Library of the Omega Web Center. Red. Golden-Ship.

и в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Который прежде всех веков родился от Отца, (как) Свет от Света, истинный Бог от истинного Бога, родился, а не сотворен, и имеет одно существо с Отцом, и Которым все сотворено. (Верую в Господа Иисуса Христа) для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего тело от Марии Девы через наитие на Нее Духа Святого и сделавшегося человеком. (Верую в Господа Иисуса Христа)

распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. (Верую в Господа Иисуса Христа) и воскресшего в третий день согласно с писаниями (пророков). (Верую в Господа Иисуса Христа) и восшедшего на небеса и сидящего по правую сторону Отца. (Верую в Господа Иисуса Христа) и Который опять придет со славою, (чтобы) судить живых и мертвых, Которого Царству не будет конца. (Верую)

и в Духа Святого, Господа, дарующего всему жизнь, от Отца исходящего, чтимого и славимого наравне с Отцом и Сыном, говорившего через пророков. (Верую) во единую (одну) Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь. Признаю одно крещение для оставления грехов. Ожидаю воскресения мертвых И жизни будущего века. Аминь.   На сколько частей или членов разделяется Символ веры? На двенадцать.

  Первый член   Как читается первый член Символа веры? Верую - я убежден, несомненно признаю. Во единаго - в одного.   О чем говорится в этом члене? О первом лице Святой Троицы, Боге Отце. Что же о Нем говорится? Что Он по существу Своему один только Бог, что Он Вседержитель и Творец всего видимого и невидимого. Как нам нужно думать о Боге?

Бог есть Дух, то есть Он не имеет ни плоти, ни костей; потому нам невозможно ни видеть Его, ни представлять Его в уме, как Он есть в Своем существе. Если Бог есть Дух, не имеющий плоти, то как же Священное Писание приписывает Ему некоторые члены человеческого тела, например, очи, руки..? Если Богу в Священном Писании приписываются некоторые члены человеческого тела, то это не потому, что Он в самом деле их имеет; но так говорится о Боге наглядно, человекообразно, чтобы мы могли, сколько возможно, понять бесконечные и непостижимые свойства Божий; например, очи Божий означают, что Бог все видит и все знает; руки Божий означают, что Бог все может сделать.

Если Бог есть Дух, то как Он возвещал Свою волю людям? Он возвещал Свою волю людям различным образом. Для этого Он являлся им в образе человека (Аврааму в виде трех странников, с Иаковом боролся в виде незнакомого человека), или невидимо - среди пламени, дыма и трубных звуков (на горе Синай, когда давал закон еврейскому народу), или просто беседовал невидимо (с Моисеем), или внушал в сновидениях (Иакову на пути в Месопотамию).

Сообразно с этими различными явлениями Божиими и на иконах Бог изображен различным способом. Какие еще свойства Божии? Бог вечен, т.е. Он всегда был, есть и будет. Он премудрый, милосердый, правосудный; Он все может сделать. Он все видит, все знает, вообще Он имеет все совершенства и не имеет никаких недостатков. Где Бог присутствует?

Как вездесущий, Он присутствует везде. Но есть особенное славное Его присутствие - на небе, где святые ангелы и святые люди, и есть особенное таинственное присутствие Его в святом храме, куда христиане собираются для общественной молитвы. Для чего в Символе веры не просто сказано: верую в Бога, но прибавлено во единаго? Для того, чтобы утвердить эту истину, что Бог по существу Своему есть только один, и чтобы таким образом отвергнуть ложное учение язычников, признающих множество богов.

На какую истину указывает слово в Символе веры: Отца? На ту истину, что в Боге, едином по существу, не одно лицо. Сколько же в Боге лиц? Три лица (или Ипостаси). Какие эти лица? Первое лицо: Бог Отец; второе лицо: Бог Сын; третье лицо: Бог Дух Святой. Эти три лица Св. Троицы в одном Боге; потому единый Бог и называется троичным в лицах или триединым Богом. Кто из этих лиц Св. Троицы больше, а кто меньше?

Никто из них не больше, и никто не меньше. Они все равного Божеского достоинства. Как Бог Отец есть истинный Бог, имеющий все Божеские свойства, например, вечность, всемогущество, так и Бог Сын (Сын Божий) есть истинный Бог со всеми Божескими свойствами, и Дух Святой есть также истинный Бог с теми же Божескими свойствами; однако не три Бога, а один Бог.

Какое различие между лицами Святой Троицы? Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца. Как Бог Отец изображается на иконах? В виде старца; потому что в таком виде видели Его святые люди (Дан. 7, 9). Как Бог Сын Иисус Христос изображается на иконах? В том виде, как был на земле.

Так, Он изображается Младенцем, лежащим в яслях, сидящим на руках Своей Матери, Пречистой Девы Марии; изображается Учителем, учащим народ, благословляющим детей, распятым на кресте, восстающим из гроба, возносящимся на небо и пр.[7] В каком виде Дух Святой изображается на иконах? В виде голубя, потому что в таком виде Он явился на реке Иордане во время крещения Иисуса Христа; изображается еще в виде огненных языков, потому что в таком виде Он сошел в день Пятидесятницы на апостолов и на других верующих.

Почему Бог в Символе веры называется Вседержителем? Потому, что Он держит все в мире Своею силой и волей и всем управляет. Почему Бог называется Творцом? Потому, что Он сотворил все видимое и невидимое. Что нужно разуметь под словом: видимый? Все, что можно видеть глазами, например, землю, моря, звезды, людей, животных, растения и проч.

Что нужно разуметь под словом: невидимый? Под словом невидимый нужно разуметь мир, но не тот, в котором мы живем, но мир духовный, в котором живут ангелы. Этот мир над нами, на небесах. В каком порядке Бог сотворил мир? Прежде всего Бог сотворил ангелов; потом сотворил неустроенную массу, из которой, по слову Божию, в течение шести дней образовались все видимые нами предметы.