St. Luke of Crimea (Voino-Yasenetsky)/Sermons Volume I/ Library Golden-Ship.ru St. Luke of Crimea (Voyno-Yasenetsky) Sermons Volume I

Что же это за живые существа, окружающие престол Божий, находящиеся даже посреди престола? Это, конечно, духи высшие, пламенные серафимы и херувимы, близкие к Богу. Они всегда у Престола Божия. И если на иконах святые Евангелисты изображаются с этими четырьмя животными, то это значит, что считаем мы их такими носителями Божьей благодати, Божьей славы, Божией премудрости, какими были эти апокалипсические и виденные Иезекиилем животные, что они так же близки к Богу, к престолу Его, как эти пламенные херувимы и серафимы. Вот объяснение.

Проникнитесь же, проникнитесь великой любовью к тем, избранным Самим Богом, людям, которые просветили весь мир своими четырьмя Евангелиями, преклонитесь пред носителями высших совершенств и высшего достоинства. Взирая на иконы и видя четырех животных, которые и престол Божий окружают, и находятся в постоянной близости с Евангелистами, проникнитесь великим благоговением пред каждым словом Евангелистов.

Если так будете относиться к Евангелию, если оно будет для вас величайшей святыней и откровением, то благо вам, то услышите на Страшном Суде дивный призыв Господа: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от сложений мира…" (Мф. 25, 34). 11 февраля 1951 г. note 5 Пусть не смущает вас слово животных, потому что означает оно в Священном Писании всех вообще.

СЛОВО В НЕДЕЛЮ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ. Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено, – и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену… И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день" (Ис. 2, 11-15; 17).

О, как противно Богу все превозносящееся, все гордое! В удивительной по силе речи пророка Исаии даже горы высокие, даже кедры Ливанские и дубы Васанские, высокие, возвышающиеся, превозносящиеся, хотя нет у них души и не могут превозноситься, тем не менее и они ненавистны Богу, как символ всего высокого и превозносящегося. "Поникнут гордые взгляды человека, – падет величие человеческое, – и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день".

Противен, противен гордый человек Богу, ибо так говорит Он: "Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных" (Ис. 57, 15). О Господи, Господи! Ты живешь на высоте небес и вместе с тем в сердцах смиренных и сокрушенных. Они дороги Тебе, Ты любишь их, Ты считаешь их детьми Своими.

Ты посылаешь в безмерном изобилии благодать Твою им, ибо так Ты говоришь: "…вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим" (Ис. 66, 2). Только на них призирает, а гордым Бог противится, и только смиренным дает благодать. Тем противится, говорит пророк, которые не смирились пред Его безмерным величием, которые отвергают Его покров, Его промысл, которые говорят: мы не дети, сами найдем пути жизни.

Не будем ни пред кем преклоняться, ибо мы не рабы. Не рабы?! О нет! Рабы они, жалкие рабы: рабы гордости и тщеславия, рабы похотей плоти, рабы страстей. С ними нет Бога, ибо Он живет только с сокрушенными и смиренными и только им подает Свою благодать. А гордых, превозносящихся, Господь не слышит никогда, никогда, сколько бы ни молились Ему; не слышит, как не слышал гордого фарисея, вся молитва которого состояла только в перечислении добродетелей своих и заслуг пред Богом.

Хвалишься сам ты пред Богом, гордишься сам своими заслугами, своей праведностью? О ты, несчастный! Поучись у великого апостола Павла, который о себе говорит: "Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор. 15, 10). Все свои труды, все свои заслуги безмерные и величайшие относит он не к себе, а только к Божией благодати.

О вы, несчастные, сами хвалящиеся пред Богом, не помните ли слов Самого Спасителя нашего: "так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать" (Лк. 17, 10). Многие ли говорят так? Многие ли настроены так смиренно? О нет, гордых гораздо больше, чем смиренных. А чем гордятся?

Гордятся умом своим, силой и властью, забывая о грехах своих, ни во что ставя их. Пусть припомнят слова праведного Иова: "Несть праведен никтоже и никтоже чист еще и един день жития его". Все нечисты, все виновны, все должны быть смиренны в сознании нечистоты своей. Пусть припомнят и другие слова праведного Иова: "Вот Он и слугам Своим не доверяет, и в ангелах Своих усматривает недостатки".

В ангелах, в ангелах усматривает недостатки, а что же о нас, окаянных, сказать, полных греховной нечистоты, полных самонадеянности и превозношения. Ведь все святые, великие святые считали себя грешниками и недостойными пред Богом – искренне, искренне считали себя такими. Ибо они постоянно рассматривали сердце свое и видели в нем зоркими глазами своими всякую, даже самую малую нечистоту, и ужасались, если находили такую нечистоту.

Искали – и смирялись пред Богом искренне и считали себя грешниками и недостойными. Кто был более свят, более превознесен Богом, кто был величайшим святителем, если не блаженный отец наш Иоанн Златоуст? А каждый вечер читаем в удивительной молитве его такие слова: "Помяни мя, грешного раба Твоего, студного и нечистого, во Царствии Твоем". Студным и нечистым называл себя тот, который для нас является образцом всякой святости, образцом исполнения всего закона Христова – студным и нечистым называет себя.

Почему Господь требует от нас прежде всего смирения? Почему заповедал о смирении: "Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное"? Почему эта святая заповедь поставлена первой в ряду девяти заповедей блаженства? Потому что без исполнения этой заповеди ничего не стоит исполнение всего прочего закона. Все добрые наши дела мало угодны Богу, если не проникнуты они святым смирением.