Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)/Проповеди Том II/ Библиотека Golden-Ship.ru

Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)/Проповеди Том II/ Библиотека Golden-Ship.ru Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) Проповеди Том II

Ред. Golden-Ship.ru 2012 Оглавление Содержание. СЛОВО В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА СЛОВО В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА "СТРАННО БОГА ВОЧЕЛОВЕЧШАСЯ ВИДЕВШЕ" СЛОВО В ДЕНЬ БОГОЯВЛЕНИЯ СЛОВО В НЕДЕЛЮ ПО БОГОЯВЛЕНИИ СЛОВО НА ПАССИИ ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЕ СЛОВО НА ПАССИИ ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЕ СЛОВО НАД ПЛАЩАНИЦЕЙ В ВЕЛИКУЮ ПЯТНИЦУ СЛОВО О СОШЕСТВИИ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ, СКАЗАННОЕ В ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА СЛОВО В ДЕНЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ СЛОВО В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА СЛОВО В ДЕНЬ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА СЛОВО В ДЕНЬ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА СЛОВО В ПРАЗДНИК КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СЛОВО В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ СЛОВО В ДЕНЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ СЛОВО В ДЕНЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ СЛОВО В ДЕНЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СЛОВО В ДЕНЬ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СЛОВО НА РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА СЛОВО В ДЕНЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ СЛОВО В ДЕНЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СЛОВО В ДЕНЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВТОРУЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. О ЧЕСТОЛЮБИИ.

МЫ – ХРИСТОВО БЛАГОУХАНИЕ О ВЕЛИКОМУЧЕНИКЕ ФЕОДОРЕ СТРАТИЛАТЕ «И В ИЗРАИЛЕ НЕ НАШЕЛ Я ТАКОЙ ВЕРЫ» «И В ИЗРАИЛЕ НЕ НАШЕЛ Я ТАКОЙ ВЕРЫ» О ПРОЩЕНИИ БОГОМ ГРЕХОВ ЗА ВЕРУ СЛОВО В НЕДЕЛЮ СЕДЬМУЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ И ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА ВЕЛИКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ АПОСТОЛА ПЕТРА «СЛОВО О КРЕСТЕ ДЛЯ ПОГИБАЮЩИХ ЮРОДСТВО ЕСТЬ…» СЛОВО О МУЧЕНИКЕ МАМАНТЕ О ДВУХ ВАЖНЕЙШИХ В ЗАКОНЕ ЗАПОВЕДЯХ «…КТО ВО ХРИСТЕ, ТОТ НОВАЯ ТВАРЬ» О ЗНАМЕНИИ ПРОРОКА ИОНЫ О СТРОЯЩИХ ДОМ НА КАМНЕ ИЛИ НА ПЕСКЕ О ГАДАРИНСКОМ БЕСНОВАТОМ О ЧИСТОМ СЕРДЦЕ КАК ИСТОЧНИКЕ ГЛУБОКОЙ ВЕРЫ О ПОСТОЯНСТВЕ В МОЛИТВЕ СЛОВО О СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЕ ЕКАТЕРИНЕ НЕТ НИЧЕГО ТАЙНОГО, ЧТО НЕ СТАЛО БЫ ЯВНЫМ СЛОВО В НЕДЕЛЮ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ СЛОВО В НЕДЕЛЮ О БЛУДНОМ СЫНЕ. О СТЫДЕ.

СЛОВО В НЕДЕЛЮ О СТРАШНОМ СУДЕ. СОН НАВУХОДОНОСОРА. СЛОВО НА ВЕЧЕРНЕ НЕДЕЛИ СЫРОПУСТНОЙ СЛОВО ВО ВТОРУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА. ЗА ЖИЗНЬ МИРА. О ТЕРПЕНИИ. НЕДЕЛЯ КРЕСТОПОКЛОННАЯ. СЛОВО В НЕДЕЛЮ ПЯТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВАИЙ СЛОВО В НЕДЕЛЮ ЖЕН-МИРОНОСИЦ СЛОВО В НЕДЕЛЮ О РАССЛАБЛЕННОМ СЛОВО В НЕДЕЛЮ О САМАРЯНИНЕ СЛОВО ПРИ ПОГРЕБЕНИИ БУХГАЛТЕРА-РЕВИЗОРА КРЫМСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА ВАЛЕНТИНОВИЧА ЕЛЬЦОВА СЛОВО В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА Таинство странное вижу и преславное: небо – вертеп, престол херувимский – Деву, ясли – вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже, воспевающе, величаем (Ирмос Рождества Христова, песнь 9).

В нынешний великий день воспоминает Святая Церковь глубоко таинственное и непостижимо великое событие, пред которым все другие события в истории мира совершенно ничтожны – Рождество Предвечного Сына Божьего в человеческой плоти от Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии, ради спасения погибающего во грехах рода человеческого. Вертеп, в котором произошло это глубокое таинство, стал поистине небом, ибо в нем явился Бог.

Малые ясли, из которых кормились животные, вместили Невместимого всей вселенной Бога. У пророка Исаии, у Псалмопевца Давида, в книгах Царств читаем, что Бог восседает на херувимах, как на Своем престоле, а ныне видим Предвечного Сына Божия почивающим на ложе и на руках Своей Пречистой Приснодевственной земной Матери, Которая теперь поистине именуется Престолом Херувимским.

Падем же ниц пред Вифлеемским вертепом, в котором благоволил явиться миру в самой убогой обстановке Царь Небесный в образе Богочеловека. Нам непостижимо такое безмерное смирение и презрение ко всякой мирской славе ныне родившегося Господа Иисуса. Но вспомним слова Божии, возвещенные чрез пророка Исаию: "Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь.

Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших" (Ис. 55, 8-9). И не по-нашему, а по-Своему отметил Господь и Бог наш Иисус Христос величие Своего Рождества в вертепе Вифлеемском. Чудесно, как доступно только Богу, возвестил Он о Своем земном рождении ближним и дальним, простым и неученым, мудрым и ученым.

Простые были близки к Нему, из их среды позже Он избрал Своих Апостолов. Они принадлежали к избранному Им народу, они веровали в Истинного Бога, понимали язык Священного Писания. И к ним послал Он в глубокий ночной час Своего Ангела, который сказал им: "Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях" (Лк. 2, 10-12).

И внезапно разверзлось небо пред глазами пастухов, и явился пред ними целый сонм ангелов, подтвердивших только что возвещенное им удивительным небесным пением: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение!" (Лк. 2, 14). Совсем иным, но тоже чудесным образом открыл Господь Бог великую тайну сошествия на землю Своего Предвечного Сына другим, очень дальним людям – восточным волхвам, мудрецам ученым и знатным людям, еще не знавшим Истинного Бога.

И чудесным явлением звезды побудил Он их пойти в дальний путь и поклониться Воплотившемуся Сыну Божию, Спасителю мира. Кто были эти восточные волхвы? Они были весьма выдающимися учеными древнего мира, глубокими и непрестанными наблюдателями звездного неба, движения и течения звезд. Средства, которыми обладала их наука, были очень примитивны.

Они не имели телескопов и других мощных оптических приборов, которыми обладают нынешние астрономы, но они были глубоко знакомы с математикой, этой весьма важной наукой, ибо без нее было невозможно понимание движения звезд и планет. Их наука, астрология, считается теперь ложной наукой, ибо они верили, что по движению звезд и особенно по появлению новых можно узнавать и предузнавать исторические события, рождение и судьбу великих людей.

Богу было угодно привлечь ума и сердца этих древних ученых людей к Рождеству Господа Иисуса Христа, к родившемуся в их дни во плоти Второму Лицу Святой Троицы – Спасителю мира. О как хотел бы я, чтобы об этом – о древних ученых волхвах, о чудесной звезде, приведшей их в Вифлеем, – вспомнили и нынешние ученые, которые в большинстве своем заменили веру в Бога верой в науку; чтобы помнили они о том, что есть две сферы бытия: бытие материальное и бытие духовное.

Чрезвычайно велико могущество науки, все глубже и глубже проникающей в тайны материального бытия, и не видно конца великим достижениям ее. Но да не гордятся ученые своею мудростью! И напомню я живущим только научной верой удивительное слово Господа Иисуса Христа: "…Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию" (Лк. 10, 18). Падают только сверху вниз, и низвержение сатаны с неба на землю свидетельствует о том, что небеса – эта сфера духовного бытия – гораздо выше бытия материального.