Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)/Проповеди Том III/ Библиотека Golden-Ship.ru

Как одежда тесно прилегает к телу, так все, что услышим, что узнаем о Христе, должно быть близким, близким нам. Только тогда, когда достигнем такого состояния, когда истлеет наш внешний человек, когда обновится сотворенный по Богу в праведности и святости истины наш внутренний человек, только тогда воссияет в нас свет Его присносущный, и станем мы причастниками божественного света, того самого божественного света, которым сиял Господь.

А если воссияем, станем навеки светлыми, станем навеки любимыми чадами Божьими, станем гражданами того нового Иерусалима, сходящего с небес, который был показан святому апостолу Иоанну Богослову в его великом Откровении на острове Патмосе. Он видел этот град Иерусалим, сказано ему было многое о нем; сказано и то, что в этом граде ночи не будет уже, "и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков" (Откр. 22, 5).

Вот цель нашей жизни, вот к чему должны стремиться мы – чтобы осиял нас свет Христов присносущный, чтобы мы стали гражданами нового града Иерусалима, где вечный свет, где вечная радость, где царит святая любовь. Аминь. 19 августа 1952 г. Неделя 9 СЛОВО В ДЕНЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ В великой первой главе Евангелия от Иоанна читаем о Боге Слове, Господе Иисусе Христе:"В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков" (Ин. 1, 4). Какая жизнь?

Есть жизнь, которую можно назвать только существованием, прозябанием, и такою жизнью живет огромное множество людей. В ней нет света, света истинного, а только слабый сумеречный свет. Есть жизнь, совсем лишенная света, жизнь, полная тьмы. В такой тьме живут все блудники, развратники, пьяницы, служащие страстям и похотям. Есть жизнь, в которой не только нет света, но тьма кровавая. Это жизнь воров, разбойников, бандитов.

А в Господе Иисусе Христе была истинная жизнь, жизнь высших стремлений к добру и правде, и эта жизнь неразрывно связана с невинным светом, светом Божественным. Уже не Иоанн Богослов, а Сам Господь Иисус сказал нам: "Я Свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Ин. 8, 12). Этот невинный свет есть свет Божественный, который надо было познать людям.

И в великий день своего Преображения Он показал Себя трем избранным апостолам сияющим светом Божественным, чтобы они могли свидетельствовать миру, что Он есть Отчее сияние, Тихий Свет святой славы Бессмертного Отца Небесного. Миру явлено было Его Божество в Фаворском свете, показан тот свет, который светит во тьме, и тьма не объяла его; тот свет, который освещает всякого человека, приходящего в мир.

"В мире был, и мир через Него начал быть и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои его не приняли". За это, конечно, он подлежит суду, суд же будет состоять в том, что "Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы" (Ин. 3, 19). Не все не приняли, а принявшим Его Он дал власть быть чадами Божиими.

Нам, всем сердцем возлюбившим Его, Он дал эту власть, сделал нас "родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми взятыми в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет" (1 Петра 2, 9). Для нас "ночь прошла, а день приблизился". "Итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света" (Римл. 13, 12).

Ефесянам, обратившимся ко Христу, сказал апостол Павел: "Вы были некогда тьма, а теперь свет в Господе" (Еф. 5, 8). А если так, если нас осиял свет Христов, то должны и мы, как звезды яркие, или хотя бы как самые слабые, светить миру, живущему во тьме, светом души своей, светом правды и любви, светом милосердия и добрых дел. Всем сердцем должны любить Христа, всегда помня, как это познали апостолы, свидетели Преображения Христова, что смерть Его была вольным страданием для спасения мира, не умевшего примириться с Богом, не знавшего, что "Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1 Ин. 1, 5).

Посмотрим же пристально в сердца свои и узнаем, не относятся ли к нам слова Христовы: "Свет, который в тебе, не есть ли тьма?" (Лк. 11, 35). И если увидим хотя бы малую тьму, то разгоним ее светом слезного покаяния, и во свете Христовом узрим истинный свет. Аминь. 1953 г. СЛОВО В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ 1969 лет тому назад у престарелых и дотоле бездетных Иоакима и Анны родилась маленькая дочь Мария.

Это стало известным разве только соседям, ибо рождение ребенка – самое заурядное явление. В тишине и безвестности совершилось это великое событие в истории мира, ибо родилась та, которая стала благословенной в женах, Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Матерью Христа-Мессии, Спасителя нашего. В тишине, без всякой широкой славы началась и жизнь и проповедь Божественного Сына Ее.

В тишине и полной безопасности протекала святая жизнь великих отшельников Африканской и Палестинской пустынь и непроходимых лесов дальнего севера России. Неведомые миру, в глубокой тишине приближались к Богу эти великие люди, очищавшие пламенными молитвами, не только о себе, но и о всем мире, свои сердца, посвященные Богу. Все великое и святое в истории человечества совершалось именно так, в глубокой тишине, в неизвестности для мятущегося мира. Почему же так?

Почему все истинно великое носит печать тишины и безвестности? Ответ на это найдем в том, что было открыто Богом великому пророку Илии, когда бежал он от гнева злобной Иезавели, шел 40 дней и пришел к горе Хорив, и сказал ему Господь: "Выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь" (3 Цар. 19, 11-12).

Видите ли, что Сам Бог открыл великому пророку, что Его дела совершаются без шума и грозных явлений, а в тишине, подобной веянию прохладного ветерка. Запомните это, запомните, что благодатная тишина и покой есть печать дел Божиих. А дела сатаны не таковы. Они совершаются в истории человечества с великим шумом и грохотом, приводящим в смятение и ужас сердца человеческие, как видим мы это ныне в страшной корейской войне, от ужасов которой стынет кровь в жилах миллионов добрых людей.