Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)/Проповеди Том III/ Библиотека Golden-Ship.ru

Из жития святых приведу вам яркий пример. Два брата жили вместе в пустыне африканской (к сожалению, не могу я сейчас вспомнить их имена). Они вместе подвизались в молитве и посте. И один из них счел, что тех подвигов, которые несет он наравне с братом своим, недостаточно. Он задумал отказаться от крова келии и питаться лишь случайной пищей пустыни.

И ушел он от брата своего, и бродил до пустыне, не находя пищи, страдая от дневного зноя и от ночного холода. Он не выдержал этого труда, он вернулся и постучался к брату своему. А брат не открывал дверь и говорил: "Кто ты, стучащийся ко мне? Ты бес. Ты не брат мой, ибо брат мой ангел: он не нуждается в пище и одежде". Было много примеров того, как погибали монахи, погибали от гордости духовной, когда преклоняли ухо свое к нашёптыванию бесов и старались подвигами своими превзойти всю братию.

Так погибнет эта несчастная женщина, самовольно ушедшая в затвор и проявившая самовольное смирение, соблазняющее вас, многих вводящее в заблуждение. Ей нашептывал на ухо бес, что надо уйти – и она самовольно ушла в затвор. Тогда приступил другой бес и научил ее лгать. Когда кто-либо желает нарушить ее затвор, желает войти к ней, она наказывает мужу говорить, будто она больна страшной заразительной болезнью.

Бес лжи после беса гордости научил ее лгать. А что будет с нею? То, что читаем в послании другого первоверховного апостола – Петра: "Знает Бог, как соблюдать ко дню суда беззаконников… а наипаче тех, которые… презирают начальства, дерзки, своевольны, и не страшатся злословить высших…" (2 Петра 2, 9-10). Презирающих начальства, своевольных, дерзких называет св.

апостол беззаконниками, которые приготовляются ко дню суда Божия. Презирающие начальства – а она презрела начальство – меня, недостойного, Господом Богом Самим поставленного начальником над Церковью Крымской – для всех должен я быть духовным вождем. Никто не должен презирать меня. Во всех ваших делах, а особенно в таком необычайном деле, как уход в затвор, должно, конечно, получить сперва благословение на это. А дал бы я на это благословение?

Никогда, никогда, ибо знал бы, что в этом затворе погибнет она. Уйти в затвор святые игумены монастырей дозволяли только тем монахам, которые, как видели они, достигли великого духовного совершенства. Им разрешали они затвор, чтобы там еще более совершенствовались они. А эта женщина самовольно ушла в затвор, не спросив разрешения и благословения своего архиерея.

Она презрела начальство, проявила дерзость и своеволие. Умоляю ее не только от себя, но от двух первоверховных апостолов умоляю ее не быть гордой, не сравнивать себя с Марией Египетской, которая долгие годы не причащалась Святых Тайн, – умоляю ее и от имени Первоверховных Святых Тайн, – умоляю ее и от имени первоверховных апостолов и от своего архиерейского имени, немедленно, сегодня же прекратить затвор. Аминь. 6 сентября 1953 г.

Неделя 15 О СВЕТЕ НЕЗРИМОМ В темные осенние и зимние ночи мы живем не во тьме: улицы наших городов залиты светом электрических фонарей, и даже жилища сельских жителей освещены электрическими лампочками. И огромное множество людей радуются этому искусственному свету. В яркие весенние и летние дни все освещено лучами солнца, все ликует, все радуется… Радуются мотыльки и стрекозы, птички и зверьки, ибо им не надо ничего другого, кроме этого солнечного света.

Радуются и миллионы, миллионы людей, которым тоже не надо никакого другого света, кроме сотворенного света солнечного и искусственного электрического света. Этих людей, которые радуются только материальному свету, св. Писание называет народом земли. Но есть немало людей, которые и в яркие солнечные дни чувствуют себя погруженными во тьму. Им мало света солнечного и света искусственного. И этот свет не радует их. Они живут в глубокой тоске.

Сердца и умы их всегда в глубоком угнетении. Они мучаются голодом духовным, им нужен еще иной свет, кроме света солнечного и электрического, – они жаждут неведомого им, но смутно чувствуемого света духовного. И их тоска так глубока, так неотступна, что и жизнь им не мила. Они не видят смысла в своей темной жизни, тяготятся ею, и некоторые из них, отчаявшись, кончают жизнь свою самоубийством.

Почему, почему так тяжка участь этих бедных людей? Потому что жаждут они того света, о котором ничего не знают. Не слышали они или не читали великих слов Апостола Иоанна Богослова: "Был Свет Истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир". Они не знают, они не слышали слов Того, Кто сказал о Себе: "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Ин. 8, 12).

А были тысячи и тысячи людей высшего порядка, которые всю жизнь свою посвятили стяжанию света незримого и неуклонно шли за Солнцем правды, Господом Иисусом Христом. Им не нужен был ни электрический, ни даже солнечный свет, и десятки лет жили они в темных непроходимых лесах нашего дальнего севера, и освещались келии их только ничтожным светом коптящей лучины.

Были и другие великие люди, были десятки тысяч мучеников Христовых, сердца которых не только подобно солнцу осветил, но и пламенной любовью ко Христу зажег незримый свет, и они в невообразимых муках отдали жизнь свою за веру в Господа Иисуса Христа. А теперь подумаем о нас самих: принадлежим ли мы к тем, которых я назвал людьми высшего порядка?

Стремимся ли всем сердцем и всей душой стяжать свет незримый? Идем ли вслед за Христом – идем ли не во тьме, а в ярком свете Христовом? Озаряет ли наш путь этот свет невечерний, свет незримый? С тяжким сердцем должен сказать: нет, не очень много и среди нас, малого стада Христова, таких, которые всегда помнят о свете незримом и стремятся к нему всей душой.