От автора ТОЧНОСТЬ НАУКИ, СТРОГОСТЬ ФИЛОСОФИИ И МУДРОСТЬ РЕЛИГИИ Для всякого образованного верующего человека неизбежно встает задача самоопределения перед лицом культуры. Вера в Бога и благодатная жизнь, дарованная нам Богом в Его Церкви, есть великое сокровище, полнота истины и утешение для каждого христианина. Но чем глубже вхождение в церковную жизнь, тем острее встает вопрос: а что значит для христианина вся остальная культура?

Достоевского одной из основных в его творчестве. 25. Цит. соч., с. 313. 26. Цит. соч., с. 314. 27. Там же. 28. Там же. 29. Цит. соч., с. 317. 30. Цит. соч., с. 319. 31. Цит. соч., с. 334. 32. Подобное истолкование близко к идеологии иконописи, которую великолепно интерпретировал в своих трудах П. А. Флоренский. — См., например: «Иконостас". — В кн.: свящ. Павел Флоренский. У водоразделов мысли.

1: Статьи по искусству, YMCA-PRESS, Paris, 1985, с. 193-316. 33. Рассматриваемая фраза построена так странно: подлежащие в соединенных предложениях различны и точка зрения повествования как бы перескакивает от одного лица к другому. «...Он присутствовал при казни Пугачева", — присутствует, смотрит Гринев. Но тут же в подчиненном предложении: «...

который, узнал его в толпе и кивнул ему головою", — то есть смотрит уже Пугачев. И, наконец, заключение: «...которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу". Читаешь, и невольно напрашивается вопрос: но кто же это смотрит на мертвую и окровавленную голову? Или точнее: чьими глазами смотрим мы, читатели, на эту голову?

Ну, конечно, глазами рассказчика, который здесь как бы отделяется от Гринева (безличное «Известно..."). Конечно, и глазами самого Гринева, который ведь присутствует при казни. Но, вчитываясь в эту фразу, вдруг замечаешь, что взгляд Пугачева, который смотрит на толпу, на Гринева, на казнь, также — как бы по инерции остается в последнем придаточном предложении: то есть на мертвую и окровавленную голову мы смотрим и глазами Пугачева тоже!..

Другими словами, лицо Пугачева, как бы переходящее в вечность, смотрит на свою мертвую и окровавленную голову, на отсечение этой головы от тела! Отсекают голову, лицо же пребывает нетронутым... 34. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Л.: «Наука", 1974 — т. 10, с. 195. 35. Цит. соч., с. 337. 36. Ев. от Иоанна, 1,5. 37.

Эта благодатная тишина духовной сосредоточенности посреди пожарища и одичания гражданской войны — существенная черта также и пастернаковского «Доктора Живаго", во многом зависящего от формальных и содержательных аспектов «Капитанской дочки". 38. П. А. С., т. 5, с. 287. 39. Цит. соч., с. 310. 40. П.А.С., т.5. с.317. 41. Цит. соч., с. 265. 42. А.С. Пушкин в передаче А.Г. Хомутовой. — См., например, Вересаев В.В. Пушкин в жизни. — Минск, 1986 — с. 24. 43. П.А.С., т.5, с.280. 44. Цит. соч., с. 344. 45.

О чудесных обстоятельствах, помешавших Пушкину приехать из Михайловского в Петербург прямо накануне выступления декабристов, см., например, воспоминания В. И. Даля — в кн.: А. С. Пушкин в воспоминаниях современников (в двух томах). — Москва:, 1985, -т. 2, с. 263-264. 46. И поэту, прежде всего. Через все творчество Пушкина идет драматическая «тяжба" поэта и профана (

во всем диапазоне его воплощений — от нагловатого глупца до подлой и коварной черни), к которому так или иначе обречен обращаться поэт. И вывод Пушкина, весь опыт его гения, все говорит об одном: не должно унижать божественный глагол, пусть лучше не поймут — и осудят, — чем понизят до обывательского уровня и извратят. Об этом и «Поэт и толпа" (1828 г.):   ...

Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.   Об этом и «Поэту" (1830):   Поэт! не дорожи любовию народной, Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.   ...Ты сам свой высший суд...

Об этом и в подводящем итоги всему творческому пути стихотворении 1836 года «Я памятник себе воздвиг...": ...Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца.   47. П. А. С., т. 5, с. 251. 48. Цит. соч., с. 253. 49. Там же. 50.

В смысле исходном: в смысле библейской притчи о Хаме и отце его Ное. 51. П. А. С., т. 5, с. 253. 52. Ср. Ев. от Иоанна, 3, 34: «... Ибо не мерою дает Бог Духа". 53. Ср. Ев. от Иоанна, 3, 34: «... Ибо не мерою дает Бог Духа". 54. Цит. соч., с. 317. 55. Там же. 56. Цит. соч., с. 319. 57. Цит. соч., с. 325. 58. Подробности см. в статьях: Пуцко В. Г.

«Благоразумный разбойник в апокрифической литературе и древнерусском искусстве" — В кн.: Труды отдела древнерусской литературы. XXII вып., Институт Русской Литературы (Пушкинский Дом) — с. 407-418; Талин В. «Об иконе Благоразумного разбойника. (Из истории древнерусской иконописи)" — Журнал Московской Патриархии — 1959 -№ 7-с. 60-64. 59. Подробности см. в кн.: Достоевский Ф. М. Полное Собрание сочинений в 30 томах. — Л.: Наука, 1974 — т. 9. 60.

Имеется в виду осужденное Пятым Вселенским Собором учение об апокатастасисе, утверждающее, что в конце концов все грешники будут спасены. 61. Долго боролся, противился Господу зверь-человек, Голову снес полюбовнице И есаула засек.   Таков Кудеяр у Некрасова... 62. Цит. соч., с. 279. 63. Цит. соч., с. 286. 64.

Как и вся казацкая среда того времени — и защищавшая дальние рубежи государства, и служившая питательной почвой для бунтов, подобных пугачевскому. 65. П. А. С., т. 5, с. 298. 66. П. А. С., т. 5, с. 303. 67. Цит. соч., с. 318. 68. Ев. от Матфея, 9, 13. 69. Исследователями уже не раз отмечалось, что у таких больших художников, как Пушкин, почти не бывает случайных совпадений (