Святоотеческое наследие [Pagez.ru]

Святоотеческое наследие [Pagez.ru] Начало: Святоотеческое наследие Первая страница Святоотеческое наследие Разные тексты Свт. Филарет (Дроздов) OrthodoxyLib Православный интернет Евангельский синопсис Духовные стороны Добротолюбие избранное Пролог в поучениях День за днем Церковный календарь Преподобный Никита СтифатТрактат о рае

Содержание а. Сколькими способами мы видим божественный рай чувственно воспринимаемым при благочестивом созерцании б. С другой стороны, сколькими способами мы видим рай умопостигаемым через логосы созерцания и какие в нем насаждения в. Каковы плоды обоих насаждений умопостигаемого рая? г. Иначе: божественный поворот из созерцания в созерцание д.

Через аллегории, иное, более возвышенное, созерцание поручения и заповеди Бог а для Адама е. Другое самое мудрое и возвышенное созерцание умопостигаемого рая и каноны врата, вводящие в него, каковы выводящие и какие в нем божественные насаждения ж. Каково делание и хранение умопостигаемого рая и ходатаем чего становится причастие ею плодам для различно возделывающих в нем? з. Каким образом Слово установило (только)

двое, а не мною, врат в этом раю, обращающихся также, как и Херувимы, и что за различие действия каждых из этих (врат)? Примечания

1. Итак, давайте поразмышляем о рае! Ибо это цель нашего трактата [1], ради которой я и погрузился в труды [2] над ним после трактата, написанного мною о душе. Однако, если угодно, давайте так (и) рассмотрим все, сообразно цели, согласно исходному значению [3], ибо сначала нам необходимо исследовать: - каким образом божественный рай создан осязаемым для нас и одновременно умопостигаемым; - каковы плоды обоих божественных насаждений умопостигаемого рая; - что такое возделывание и хранение умопостигаемого рая; - и ходатаем [4] чего становится причастие его плода для различно [5] возделывающих в нем; - каким образом Слово установило (только)

двое, а не много, врат в этом раю, обращающихся так же, как и Херувимы [6], - и что за различие действия каждых из этих (врат); - затем (нам необходимо) также поразмышлять о Древе Жизни и точно так же о Древе знания, которое называется Познанием добра и зла [7]. Ибо, таким образом, насколько нам доступно, мы сами узнаем, согласно божественному апостолу, каково богатство благости [8] Божией на нас [9], и каковы благодеяния нам свыше от Него [10], и почему мы отпали и отпадаем [11] от божественных даров [12] дурным расположением воли [13].

2. Итак, я прошу, предоставьте мне отверстым ваш слух, во вместилище слова, и обратите к сказанному внимающий ум, чтобы и вам самим стать очевидцами истины, и нам принесло бы наибольшую прибыль служение слова, получающее, подобно некой плате [14], благословение и благодать Духа, благодаря подаянию помощи слушающим Воистину так.

3. Создав сначала человека двойным [15], я имею в виду из видимой и невидимой природы, видимым и невидимым, чувственно воспринимаемым и постигаемым умом, Бог, очевидно, создал точно такой, соответствующий его природам, и образ жизни его - рай, чувственно воспринимаемым и постигаемым умом, видимым и невидимым [16], посадив посреди него Древо Жизни и Древо знания, которое называется Познанием добра и зла. Один из них (рай)

Он насадил в Эдеме сообразно этому видимому миру, расположенным на востоке [17], возвышающимся над всей землей для наслаждения Адама - ибо "Эдем" переводится "наслаждение" [18], - окруженным воздухом тонким, благорастворенным и самым чистым, украшенным вечноцветущими растениями, полным света и неизреченного благоухания, превосходящим мысль [19] о всем чувственном великолепии и о всякой красоте.

И, следовательно, только одно нужно было сотворенному по образу Божию - пребывать в (этом) образе жизни [20]. Другой же (рай Он насадил) сообразно умопостигаемому и невидимому (миру), существующим и расположенным внутри человека, так как человек был сотворен, чтобы (быть) великим миром в малом мире [21], видимом, и помещен Богом на землю.

4. Итак, давайте поведем речь об этом умопостигаемом (другом рае), о котором мы и хотим сейчас узнать. Так же как он (первый рай) был затворен для Адама именно после грехопадения, так и огненный меч [22] отступает от меня [23] уже с тех пор, как Христос был распят и воскрес, и нам верующим именно в силу этого нет нужды в нем (первом рае), ибо всем открыт вход на Небеса и присно [24] возвещается Царство со Христом от Него, чтобы и мы были бы там, где Он есть, как Он говорит в своих Евангелиях: чтобы там, где Я, и вы были [25].

В нас же существует некая сильная потребность умопостигаемого и невидимого (рая), как сказано, (потребность) точно знать его природу и место и божественные растения, насажденные в нем Богом, от которых во благовремении мы призваны получать помощь, и в нем мы поставлены возделывать и хранить [26]. Однако началом истолкования его (рая) является, конечно, весьма полезное размышление - ходатай помощи для уже преуспевающих в созерцании и добавка более совершенного ведения для испытывающих глубины Духа.

Давайте, таким образом, начнем с самого начала.

5. Именно после того, как завистью диавола и обольщением женщины отпали от того бессмертного образа жизни, мы и были изгнаны из рая наслаждения из-за прегрешения прародителей и отброшены в эту землю, чтобы возделывать ее, и осуждены в поте и трудах есть свои хлеб от нее, приносящей по большей части нам терние и волчцы [27], нежели семена. И вот, словно во второй иной рай вступившие, на самом деле в этот видимый мир, давайте рассмотрим, насколько возможно, все, сообразно с его творениями, чтобы ведение божественных и человеческих дел [28] было возможно нам, освещаемым Духом, ибо даже и от красоты сущего мы возводимся, по Божественному Писанию [29], ко Творцу.