Уроки креационной науки

Совершенно ясно, что и углерод устроен специально "под жизнь". Заметив эти удивительные свойства воды и углерода, ученые ввели даже особый термин: водно-углеродный шовинизм. Впрочем и другие элементы, входящие в состав молекул живых организмов, ничем не заменимы. Это относится прежде всего к кислороду, азоту, фосфору. Как не удается создать "кремниевую жизнь", где место углерода занял бы его ближайший аналог, так и эти три элемента невозможно заменить "соседями" по группе.

Каков, например, химический смысл отравления мышьяком? Это элемент пятой группы, следующий непосредственно за фосфором и имеющий сходные с ним свойства. Потому он способен бывает встать на место фосфора в АТФ или нуклеиновых кислотах. Но живая клетка оказывается неспособной принять такую "подмену" – она просто умирает. Итак, не только углерод и вода, но и вообще вся химия Божиего мира устроена не случайно, а специально ради возможности построения на ее основе жизни.

АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП В АСТРОНОМИИ Внимательно приглядевшись, легко заметить, что и наша планета на своем месте в Солнечной системе также весьма тонко настроена на обеспечение жизни, и притом жизни разнообразной. Орбита Земли круговая, что позволяет избегнуть резких годовых перепадов температуры. Этому же способствует хорошо подобранный период обращения Земли вокруг своей оси.

Если бы земные сутки были длиннее, резче были бы суточные перепады температуры, а если бы они были намного короче, у нас появились бы неприятности, связанные с центробежными силами и магнитным полем. Кроме того, сильно возросла бы скорость ветров (пассатов), которые, как вы помните из курса географии, связаны с вращением земли. Массы Солнца и Земли, а также расстояние между ними связаны законом всемирного тяготения Ньютона с длиною земного года.

Сильный источник излучения удален от нас на значительное расстояние, потому солнечный свет воспринимается на земле в виде параллельных лучей оптимальной яркости, а орбитальная скорость планеты и связанное с нею центростремительное ускорение, а также приливные эффекты, вызываемые солнцем, нам практически незаметны. На годовой и суточный период "настроена" и вся биологическая активность каждой живой твари.

Угол наклона земной оси выбран наиболее удачным образом, как бы специально с тою целью, чтобы возможно большая территория суши была приспособлена к разнообразной жизни. Представим себе, что ось Земли стала бы вдруг перпендикулярна плоскости земной орбиты. Тогда на полюсах не было бы полярных дней и ночей, а был бы всегдашний рассвето-закат: солнце было бы видно круглые сутки и только на горизонте.

На всей планете было бы постоянное равноденствие, и на наших широтах погода была бы как в дни равноденствия – около 0 градусов по Цельсию круглый год без зимы и лета. Ничего кроме растительности тундры не могло бы вырасти при таких условиях. Если бы земная ось, напротив, лежала бы в плоскости орбиты (как это имеет место на Уране), то день в полярных областях длился бы по полгода, причем по несколько недель ежегодно солнце стояло бы в зените почти целый день.

Потом полгода стояла бы кромешная ночь. Более или менее сносные условия для жизни были бы лишь в экваториальных районах, но и там случались бы на некоторое время белые ночи и черные дни. Таким образом, и ось вращения Земли выбрана оптимальным образом. Специально для жизни подобрана плотность и состав земной атмосферы. Воздух и защищает жизнь от космического излучения и метеоритов, и обеспечивает дыхание всего дышащего, и дает опору всем летающим тварям.

Своим гравитационным полем Земля могла бы удерживать возле себя в тысячи раз более плотную и горячую атмосферу, жизнь в которой была бы невозможна. Плотность атмосферы, тем более ее состав, не определяются однозначно массой Земли и ее гравитационным полем. Параметры атмосферы подобраны независимо – и столь удачно для нас. Прогрев большей части поверхности планеты сделан умеренно-неравномерным, что обеспечивает свободную конвекцию воздуха и перенос влаги с моря на сушу.

Параметры этой постоянно работающей опреснительной установки, без которой жизнь также невозможна, опять-таки подобраны не случайным образом. Общий тепловой баланс любой планеты определяется равенством между получаемой энергией солнечного излучения и тепловым излучением в космос с поверхности самой планеты. Если получаемое излучение зависит практически только от "мощности" Солнца и расстояния до него, то отдаваемое планетой тепло зависит от способности атмосферы задерживать излучение.

Чтобы отдаваемому теплу оставаться постоянным при возможных изменениях парникового эффекта атмосферы, как этого требует закон сохранения энергии, должна соответствующим образом меняться средняя температура поверхности планеты, поскольку излучение пропорционально четвертой степени температуры. С учетом всех этих факторов тепловой баланс Земли подобран так, чтобы ее средняя температура +15 градусов была опять-таки оптимальной для жизни.

С точки зрения термодинамики очень важно, что Земля устроена как существенно незамкнутая система. Получаемая ею энергия качественно лучше, нежели отдаваемая. В термодинамически замкнутой системе жизнь не может существовать длительное время. Впрочем, об этом мы скажем подробнее, когда речь пойдет о втором начале термодинамики. Пока же отметим, что и с тепловой точки зрения земля также специально приспособлена для жизни.

Итак, на каком бы уровне мы ни поглядели на мертвую материю, от электрона до Солнца, слишком уж хорошо она приспособлена "под жизнь", чтобы можно было приписать это случайности. Антропный принцип оказывается универсальным. Но и в его применимости существует некоторое ограничение. ОГРАНИЧЕНИЕ АНТРОПНОГО ПРИНЦИПА Как мы уже упоминали, точно подобранное соотношение параметров элементарных частиц обеспечивает возможность термоядерного синтеза.

Водород способен превращаться в гелий, бериллий, углерод и далее. Химические элементы способны получаться из элементарных частиц, причем малейшее изменение свойств этих частиц делает неосуществимым первый же переход – превращение водорода в гелий. Несомненно, в этом видна деятельность Творческого Разума (антропный принцип), но здесь же наш ум встречает первое мысленное искушение.