Уроки креационной науки

В недрах звезд-гигантов при огромных температурах и давлениях могут синтезироваться и элементы группы железа и даже более тяжелые. Слишком массивные звезды неустойчивы, и иногда они взрываются и сбрасывают свою оболочку (новые и сверхновые звезды). В этой разлетающейся оболочке вполне могут быть все те "астрономически-тяжелые" элементы, которые в ней и синтезировались.

Этими "тяжелыми", то есть довольно легкими, "дожелезными" элементами обогащается межзвездное пространство. Но как туда попадут элементы, для синтеза которых нужны очень высокие начальные температуры, достижимые только в ядрах таких звезд при сильном сжатии? На это дается такой ответ: сильный поток нейтронов в разлетающейся оболочке сверхновой позволяет более легким ядрам захватывать их и превращаться в более тяжелые, "зажелезные" ядра.

Есть и данные наблюдений, показывающие, что такие элементы, действительно, могут порождаться сверхновыми и присутствуют в их остатках. Но будем учитывать, что процесс такого образования должен быть обратимым, ведь даже если тяжелые элементы окажутся в разлетающейся взрывающейся оболочке, то им энергетически выгоднее при этом распасться вновь до уровня железа или даже на еще более легкие элементы.

Встретить "зажелезные" элементы в продуктах выброса сверхновой – это также маловероятно, как найти в эпицентре атомного взрыва неизрасходованный уран. То и другое возможно, речь идет о том, что вероятность такого образования тяжелых элементов и их сохранения в процессе взрыва сверхновой - мала. Однако земная кора содержит, можно сказать, всю таблицу Менделеева, со множеством нестабильных радиоактивных изотопов, а в космической пыли много никеля – близкого к железу элемента.

Откуда взялись такие количества и такие ассортименты элементов? Вряд ли взрыв какой-то сверхновой мог породить или просто даже сохранить их. Да и среди относительно тяжелых элементов не все могут быть получены в существующих моделях ядерного синтеза. В частности, все предполагаемые цепочки превращений проходят "мимо" фтора – элемента необходимого для жизни.

Сверхновая не может выбросить в пространство фтор. Для его синтеза смоделированы совершенно экзотические условия. Фтор должен образовываться на поверхности белого карлика, входящего в двойную систему со звездой гигантом, с которой на этот карлик перетекает вещество. Совершенно непонятно, как оттуда фтор может попасть в межзвездное пространство и войти в состав каких-то планет.

[29] То же самое, кстати, касается и химических соединений: случайно возникшие более сложные и энергетически невыгодные, менее устойчивые, молекулы тут же разлагаются обратным ходом реакции, так что для направленного синтеза продукты такой реакции необходимо быстро выводить из реактора. Впрочем подробнее о химических соединениях будет сказано ниже.

Ясно, что взрывающаяся оболочка сверхновой – это малоподходящий холодильный сепаратор для сохранения случайно возникших энергетически неустойчивых ядер, стабильных лишь при низких температурах и при отсутствии потока бомбардирующих частиц, который мы должны наблюдать при взрыве звезды. Итак, происхождение тяжелых элементов (не в астрономическом, а в земном понимании слова)

в наблюдаемом на земле ассортименте остается еще не решенной загадкой. Хотя в целом теория эволюции звезды, прослеживающая ее жизнь от рождения до смерти, считается довольно цельной и подтверждающейся наблюдениями. Подтверждения состоят в том, что мы видим звезды на самых разных этапах их жизни и можем заметить кратковременные переходы от одних стадий к другим (типа взрывов сверхновых).

Очень естественно отсюда заключить, что практически любая звезда в своей жизни прошла все предшествующие этапы и пройдет все последующие, которые предсказывает ей расчет в соответствии с ее массой. На это должны уйти миллиарды лет. И все же это заключение не является ни прямым следствием наблюдения (мы не наблюдали полной жизни ни одной звезды от рождения и до смерти)

, ни логическим выводом теории, пока не доказано, что другой путь возникновения для звезды невозможен. (Ведь если он невозможен по нашей теории, это не значит, что он невозможен вообще). Весьма вероятно, что звезды действительно развиваются по предсказанным и наблюдаемым стезям своим, но точно ли, все они отсчитывали свой путь от протозвезды, от нуля?

На этот вопрос теория сама по себе не отвечает. Чтобы решить вопрос происхождения, необходимо перейти к рассмотрению Вселенной в целом. БЕСКОНЕЧНАЯ ВСЕЛЕННАЯ В наше время общеизвестной стала теория Большого взрыва, породившего Вселенную. И мы как-то легко забыли, что еще совсем недавно и школьникам, и студентам внушалось, что все такого рода теории, полагающие начало Вселенной в пространстве и во времени – это сплошная " поповщина" и мракобесие. До недавнего времени (

уже долгое время спустя после создания теории расширяющейся Вселенной) у учащихся старались поддерживать мнение, будто наш видимый материальный мир является безграничным в пространстве и бесконечным во времени. Никто теперь не берется доказывать это, потому что гораздо легче доказать противоположное мнение, но такой примитивно-бытовой взгляд на мир до сих пор сохраняется у многих по умолчанию или по недостатку кругозора.

Пришлось, правда, скрепя сердце, признать и даже отразить в учебниках, что большинство ученых в последние десятилетия склоняются к тому, что Вселенная расширяется, а потому конечна в пространстве, просто этому постарались найти также чисто материалистическое объяснение. И уж во всяком случае ограничить Вселенную во времени, особенно со стороны будущего, по-прежнему считается недопустимым.