Уроки креационной науки

Самый большой компромисс со стороны материалистического мировоззрения – это отказаться от линии времени, неограниченной ни в прошлом, ни в будущем, и согласиться на луч времени, имеющий начало, но не имеющий конца. Но мы помним, что еще недавно даже самомалейшее покушение на догму безграничности Вселенной строго преследовалось бдительными стражами марксистской идеологии.

Вот что писали они в свое время: "Те, кто понимает как следует теорию Эйнштейна, стоят за конечность Вселенной, чему очень обрадовались попы. Бесконечность Вселенной для попов и для господа бога — нож острый" (А. К. Тимирязев). "Как в экономике и политике, так и в науке, в естествознании мы противопоставим "расширяющейся Вселенной" обанкротившегося капитала устойчивую твердь марксистско-ленинско-сталинского разума, воли и труда". (Э. Кольман).

"Выполняя гениальные указания вождя партии и народа, советская астрономия в области современной космологии стремится проделать в кратчайший срок исторически необходимую работу по... ликвидации реакционно-буржуазной теории конечной Вселенной" (Эйгенсон, все цитаты по [23]). Впрочем, в наше время бесконечность Вселенной оказалась довольно тупым ножиком и в науке больше всерьез не рассматривается.

Приведенные цитаты из советских агитационных журналов наглядно показывают, что идеи бесконечной в пространстве и времени Вселенной и ее прогрессивного восходящего саморазвития отражали довольно определенный идеологический заказ, который к нашему времени уже отменен. Но по-прежнему твердо стоит нежелание человека, в том числе и ученого, смириться с библейской идеей о том, что время не есть прямая, и даже не луч, а отрезок, притом отрезок довольно краткий.

Потому признание пространственной конечности Вселенной не вызвало крушения теории эволюции. Почему же с чисто научной точки зрения Вселенную приходится признать конечной и ограниченной? Еще очень давно против идеи безграничности Вселенной высказывалось такое простое соображение. В безграничной Вселенной, равномерно наполненной светящимися звездами, на нашем небосводе не должно быть ни одной темной точки (фотометрический парадокс).

Еще более серьезное возражение против безграничности Вселенной представляет открытое (или по меньшей мере с большой вероятностью предполагаемое) ее расширение и разбегание, на чем и основана теория Большого взрыва, к которой мы теперь подходим. Что же касается Вселенной, бесконечной во времени, то, учитывая наши представления о звездной эволюции, о конечных сроках жизни звезд, мы вообще не должны были бы видеть звезд на небе.

Весь космос был бы "набит" звездным шлаком: огромными железными болванками – черными карликами, а вместе с ними нейтронными звездами и черными дырами. Это просто другое название тепловой смерти, но ничего более интересного, как мы видели, звездная эволюция нам бы не дала. Отход от представлений о бесконечной и безграничной Вселенной был уже большим шагом вперед в познании Божиего мира, в его философском осмыслении, потому что здесь факт творения в неявном виде уже вводился.

И хотя с Библейским повествованием это имело еще мало общего, все же наши понятия о реальности приблизились к истине. Человек встал перед непознаваемым Началом и перестал смотреть на мир, как на большую заводную игрушку, в которой для него все просто и в принципе постижимо. ТЕОРИЯ "БОЛЬШОГО ВЗРЫВА" В школьном учебнике астрономии излагается господствующая на сегодняшний день теория о том, что Вселенная возникла в результате так называемого "Большого взрыва" первоначального сверхплотного ядра, которое впоследствии разделилось на газопылевую массу.

Из нее и сформировались сначала галактические скопления, протозвезды, затем и звезды. Какие причины привели к взрыву ядра, какая энергия обусловила взрыв? На этот вопрос ответа пока не дается, на том труднооспоримом основании, что в столь сверхплотном состоянии материи могли действовать совершенно неведомые нам законы природы. Так или иначе энергия этого взрыва должна была быть столь огромной, чтобы преодолеть колоссальные силы гравитации и кроме того, обеспечить потенциальную энергию будущих ядерных превращений.

Основанием этой теории служит предполагаемое разбегание всех галактик друг от друга, то есть расширение Вселенной. Известно, что излучение от удаляющегося источника любых волн воспринимается с меньшей частотой (и большей длиной волны), чем собственная частота удаляющегося источника. Это явление называется эффектом Допплера, оно рассматривается в школьном учебнике и должно быть знакомо учащимся.

Простейшей бытовой иллюстрацией этого эффекта служит наблюдение за кругами на воде, расходящимися от пловца. Перед пловцом волны как бы сплюснуты, а позади его значительно шире, чем если бы он колебал воду, находясь на одном месте. Собственная частота излучения звезд определяется по их спектрам. Каждый элемент, например водород или гелий, обладает определенным набором собственных частот излучения.

Оказывается, что спектры удаленных звезд воспроизводят почти в точности спектры известных на земле элементов, но с небольшим смещением всех линий спектра в сторону увеличения длины волны – в красную сторону спектра. Это явление в астрономии названо "красным смещением" и трактуется как следствие разбегания всех астрономических объектов и эффекта Допплера.

В учебнике астрономии приводится простой способ определения скорости удаления излучающего объекта по величине "красного смещения", если последнее действительно обусловлено эффектом Допплера. Относительное изменение длины волны прямо пропорционально скорости удаляющегося источника. Таким образом скорости "разбегания" всех астрономических объектов можно экспериментально определить.

Но что дает нам скорость удаления объекта от нас? Используя простейшие приемы сложения векторов, легко показать, что если две точки удаляются от третьей со скоростями, пропорциональными расстояниям до нее, то и друг от друга эти две точки удаляются со скоростью, пропорциональной расстоянию между ними, причем с тем же коэффициентом пропорциональности.