Православие и современность. Электронная библиотека

Иерихон. Захоронено ли тело Адама на Голгофе?

Две Богоизбранные области известны в истории Ветхозаветной Церкви.

Почему Адам мог в конце своей жизни оставить окрестности Рая, чтобы переселиться на место будущего Иерусалима, где умер и был похоронен?

Поверхностно это объяснить легко: там, в плодородной долине Иордана существовал такой же город, как Эриду и Ур, город Иерихон, где жили его потомки в 8 и 9 поколениях. Адам захотел посмотреть на них, рассказать им лично о Боге и Рае. Но главное, безусловно, идти туда ему было повелено Богом. Почему? Этот вопрос необходимо рассмотреть всесторонне.

В то время, при существовавшем образе жизни адамитов, только три области были пригодны для их обитания: долины рек Евфрата и Тигра, долина реки Иордана и долина реки Нила.

По неисповедимым путям Промысла Божия, Господу угодно было избрать и приготовить к пришествию на землю Сына Божия иное место. Господь выбрал долину Иордана и повелел Адаму переселиться туда.

Этому новому благословенному месту суждено было стать историческим центром вселенной – местом пришествия на землю Сына Божия, местом совершения Тайной Вечери и искупления грехопадения Адама – на Голгофе.

Все эти три великие события имели свои прообразовательные предзнаменования:

Искупительная жертва Христова совершается на месте, вернее, вблизи того места, где некогда Авраам должен был принести в жертву своего сына.

Тайная Вечеря совершается на месте, где некогда Мелхиседек, встречая Авраама, предложил ему первосвященническую трапезу хлеба и вина. Пришествие на землю Сына Божия совершается на той же холмистой гряде, где Иаков видел лестницу, спускающуюся с неба, и сказал: "Се место свято, се Врата Небесная (Господня)".

Естественно предположить, как предполагает и церковное предание, что Голгофа – это место погребения Адама.

История первоначальной Ветхозаветной Церкви не связана с Палестиной – все события того времени происходили в Рае и Шумере. В дальнейшем местом для Ветхозаветной Церкви избирается Палестина – новые мехи для нового вина. Со времени пришествия на землю Сына Божия Палестине было суждено стать духовным центром вселенной.

К этому времени пустыня покорила древнюю Богоизбранную землю: на месте великих первых городов остались одни развалины. Первая Святая Земля Рая была похоронена и уступила место новой Святой Земле, где Царствие Божие вновь "пришло в силе".

Славу действительно "вечного города" Иерихона, "вечного" – потому что он существует столько же, сколько существует человечество, предстоит открыть археологам в будущем.

Возможно, что первоначально Адам поселился именно в Иерихоне, где ему оказывали почести как праотцу человечества. Но он, всю свою почти тысячелетнюю жизнь, убегавший от власти и славы, от первосвященничества, удалился и отсюда. Видимо, Адам поселился на месте будущего Иерусалима и, когда почил, был погребен в ущелье под Голгофским холмом. Возможно, что ущелье завалилось во время землетрясения, и могила Адама открылась.

Все это предопределил Промысел Божий, а Церковь всегда хранила веру в то, что под Голгофой находится могила Адама. Почему под Голгофой и был устроен придел святого Адама, ведь Церковь обладает не только преданием, но и Богооткровенным знанием.

Итак, если поверить преданию Святой Церкви, что могила Адама находится под Голгофой, что это действительная реальность, а не символ, значит, где-то в ближайших окрестностях надо искать и место, где Адам жил перед кончиной своей почти тысячелетней жизни.

В таком случае его жилище должно находиться где-то в пределах Иерусалима.

Трудно предположить, что последнее место жизни Адама было заброшено и забыто его ближайшими потомками, но еще невероятнее, чтобы оно не явилось местом последующих величайших событий в истории Богоизбранного народа.

Господь направил Авраама для жертвоприношения Исаака на вершину холма Мориа, прямо на место Святая Святых будущего Иерусалимского храма. Не потому ли указано было именно это место, что вся последующая история Ветхого Завета есть результат грехопадения Адама и потери им Рая, и потому для искупительной жертвы Господь избрал места его слез и уединенной молитвы? Очень возможно. Собственного говоря, такой ответ невольно напрашивается сам собой, хотя научно обосновать его трудно. Очень вероятно, что именно на холме Мориа было жилище Адама. Естественно предположить, что на этом холме была пещера, в которой уединялся Адам, и что недалеко оттуда протекал источник воды. Источник этот существует. Он находится в 200 метрах на запад от холма и носит название "Святой источник". Источников в Иерусалиме четыре, но ни один, кроме этого, не носит название "святой": ни "Вифезда", где один раз в году Ангел возмущал воду (и первый, кто входил в эту воду, исцелялся от болезней), ни Силоамский источник (умывшись в котором по слову Христа прозрел слепой), ни источник святой Девы Марии. Но именно этот безвестный источник неподалеку от холма носит название "священного", и название это сохранилось с самых древних времен – видимо, существовало еще до Мелхиседека.