Православие и современность. Электронная библиотека

Но что особенно удивительно, на самом холме Мориа, во Святая Святых Иерусалимского храма, действительно есть пещера, которая, может быть, и естественная, но неизвестно когда перестроена и существует теперь в виде квадратной комнаты следующих размеров: высота немного выше человеческого роста, длина и ширина по 6 метров. Вход узкий, вниз по лестнице, расположенной внутри скалы. Все сделано грубо и примитивно.

Теперь это величайшая святыня магометанского мира, куда запрещен вход. В ней находятся меч царя Давида, подлинник Корана и щит Магомета. Таким образом, это место закрыто для раскопок. Все находится в первоначальном неприкосновенном виде. Никаких украшений и переделок как снаружи, так и внутри.

Ни Соломон не дерзнул переделать скалы Авраамова жертвоприношения, ни султан Омар, когда строил на этом месте мечеть. Скала стоит в первоначальном нетронутом виде совершенно открытая. Вокруг на золотой решетке драгоценный мрамор, золото, мозаика, а посередине простая серая скала величиною в два десятка квадратных метров.

Итак, мы констатируем два совершенно удивительных факта: нетронутую скалу Мориа и пещеру в виде квадратной комнаты непосредственно под ней.

Как можно объяснить, что Соломон, воздвигая величественный храм, какого не было ни до него, ни после него, даже до постройки святой Софии Константином Великим, не тронул этой скалы и оставил ее в первоначальном виде? Значит, были какие-то веские причины, заставившие его так поступить. Вряд ли только тысячелетнее предание о том, что на этом месте было жертво-приношение Исаака, могло повлиять на решение Соломона, тем более, как израильтяне могли точно указать место, если они отсутствовали в Палестине более 400 лет. Разве могло такое отдаленное предание повлиять на решение Соломона?

Совершенно ясно, что это место было свято почитаемо во все времена непрерывно, начиная с Исаака, который не раз, нужно полагать, приводил сюда своих сыновей – Иакова и Исава – чтобы показать им это священное место. А когда сыновья Иакова ушли в Египет, сыновья Исава остались здесь и, никуда не уходя, хранили святыню. Ясно, что их род тоже был угоден Богу, ибо из него произошел такой изумительный праведник, как Иов Многострадальный, приходившийся правнуком Исаву.

Ко времени возвращения израильтян в Палестине жили Иевусеи, потомки Исава и народа княжества царя Иерусалима Мелхиседека, которые даже после завоевания Иерусалима царем Давидом не были истреблены и остались там. Именно они и донесли настолько сильную традицию почитания могилы Адама до дней Соломона, что сам Соломон не посмел нарушить ее.

Теперь возникает другой вопрос: когда же была вырыта (или расширена) пещерка под скалой Мориа? Вряд ли можно предположить, что при таком бережном сохранении скалы в нетронутом виде кому-нибудь было разрешено устроить там свое жилье, тем более, при земляных работах в этом помещении легко мог рухнуть потолок, и поверхность скалы провалилась бы.

Надо полагать, что пещера существовала еще до жертвоприношения Исаака. Кто же и когда ее создал? Конечно, историческими фактами мы не располагаем, но есть на это свидетельство Божие. Господь сказал Аврааму, который жил тогда около Хеврона: "Иди, Я покажу тебе место на горе Мориа, где ты принесешь Мне в жертву сына". Три дня шел Авраам к этой возвышенности, и Господь указал ему точное место на холме, именно над пещерой.

Возникает вопрос: почему Господь повелел Аврааму идти на это место? Чем оно более других было достойно великого жертвоприношения, ведь путь Аврааму предстоял неблизкий? Можно ли предположить, что это было просто чье-то жилье, гробница какого-нибудь местного князя или что-либо другое? Конечно, нет.

Если правильно предание Церкви о том, что под Голгофой находится могила Адама – а Церковь ведь обладает Богооткровенным знанием – то там, куда направил Авраама Господь, было жилище Адама, место его молитв и слез о первородном грехе. Возможно, что там же, наверху, стоял и его жертвенник. Только так можно понять, почему Господь повелел Аврааму идти именно на это место.

Таким образом, получилась непрерывная цепь – жертвенник и молитва Адама, жертвенник, на котором был положен Исаак – прообраз Сына Божия, принесенного в Жертву за грех Адама и грехи мира, а потом на этом же самом месте совершалось тысячелетнее жертвоприношение избранного израильского народа.

Наконец, здесь исполняются все чаяния Ветхого Завета от Адама до Симеона Богоприимца – именно сюда приносят Младенца, будущего Искупителя первородного греха, и здесь Его встречает величайший тайнозритель Ветхого Завета Симеон Богоприимец, говоря: "Видели очи мои спасение Твое, Которое Ты уготовал пред лицом всех людей, свет ко просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля".

Христос, потомок Адама, обещанный Богом, приходит на место жилища Адама, место его слез, молитв и чаяний, здесь Сын Божий возвещает миру, что Рай возвращается людям, и Царство Божие приходит в силе.