Православие и современность. Электронная библиотека

Славу действительно "вечного города" Иерихона, "вечного" – потому что он существует столько же, сколько существует человечество, предстоит открыть археологам в будущем.

Возможно, что первоначально Адам поселился именно в Иерихоне, где ему оказывали почести как праотцу человечества. Но он, всю свою почти тысячелетнюю жизнь, убегавший от власти и славы, от первосвященничества, удалился и отсюда. Видимо, Адам поселился на месте будущего Иерусалима и, когда почил, был погребен в ущелье под Голгофским холмом. Возможно, что ущелье завалилось во время землетрясения, и могила Адама открылась.

Все это предопределил Промысел Божий, а Церковь всегда хранила веру в то, что под Голгофой находится могила Адама. Почему под Голгофой и был устроен придел святого Адама, ведь Церковь обладает не только преданием, но и Богооткровенным знанием.

Итак, если поверить преданию Святой Церкви, что могила Адама находится под Голгофой, что это действительная реальность, а не символ, значит, где-то в ближайших окрестностях надо искать и место, где Адам жил перед кончиной своей почти тысячелетней жизни.

В таком случае его жилище должно находиться где-то в пределах Иерусалима.

Трудно предположить, что последнее место жизни Адама было заброшено и забыто его ближайшими потомками, но еще невероятнее, чтобы оно не явилось местом последующих величайших событий в истории Богоизбранного народа.

Господь направил Авраама для жертвоприношения Исаака на вершину холма Мориа, прямо на место Святая Святых будущего Иерусалимского храма. Не потому ли указано было именно это место, что вся последующая история Ветхого Завета есть результат грехопадения Адама и потери им Рая, и потому для искупительной жертвы Господь избрал места его слез и уединенной молитвы? Очень возможно. Собственного говоря, такой ответ невольно напрашивается сам собой, хотя научно обосновать его трудно. Очень вероятно, что именно на холме Мориа было жилище Адама. Естественно предположить, что на этом холме была пещера, в которой уединялся Адам, и что недалеко оттуда протекал источник воды. Источник этот существует. Он находится в 200 метрах на запад от холма и носит название "Святой источник". Источников в Иерусалиме четыре, но ни один, кроме этого, не носит название "святой": ни "Вифезда", где один раз в году Ангел возмущал воду (и первый, кто входил в эту воду, исцелялся от болезней), ни Силоамский источник (умывшись в котором по слову Христа прозрел слепой), ни источник святой Девы Марии. Но именно этот безвестный источник неподалеку от холма носит название "священного", и название это сохранилось с самых древних времен – видимо, существовало еще до Мелхиседека.

Но что особенно удивительно, на самом холме Мориа, во Святая Святых Иерусалимского храма, действительно есть пещера, которая, может быть, и естественная, но неизвестно когда перестроена и существует теперь в виде квадратной комнаты следующих размеров: высота немного выше человеческого роста, длина и ширина по 6 метров. Вход узкий, вниз по лестнице, расположенной внутри скалы. Все сделано грубо и примитивно.

Теперь это величайшая святыня магометанского мира, куда запрещен вход. В ней находятся меч царя Давида, подлинник Корана и щит Магомета. Таким образом, это место закрыто для раскопок. Все находится в первоначальном неприкосновенном виде. Никаких украшений и переделок как снаружи, так и внутри.

Ни Соломон не дерзнул переделать скалы Авраамова жертвоприношения, ни султан Омар, когда строил на этом месте мечеть. Скала стоит в первоначальном нетронутом виде совершенно открытая. Вокруг на золотой решетке драгоценный мрамор, золото, мозаика, а посередине простая серая скала величиною в два десятка квадратных метров.

Итак, мы констатируем два совершенно удивительных факта: нетронутую скалу Мориа и пещеру в виде квадратной комнаты непосредственно под ней.

Как можно объяснить, что Соломон, воздвигая величественный храм, какого не было ни до него, ни после него, даже до постройки святой Софии Константином Великим, не тронул этой скалы и оставил ее в первоначальном виде? Значит, были какие-то веские причины, заставившие его так поступить. Вряд ли только тысячелетнее предание о том, что на этом месте было жертво-приношение Исаака, могло повлиять на решение Соломона, тем более, как израильтяне могли точно указать место, если они отсутствовали в Палестине более 400 лет. Разве могло такое отдаленное предание повлиять на решение Соломона?

Совершенно ясно, что это место было свято почитаемо во все времена непрерывно, начиная с Исаака, который не раз, нужно полагать, приводил сюда своих сыновей – Иакова и Исава – чтобы показать им это священное место. А когда сыновья Иакова ушли в Египет, сыновья Исава остались здесь и, никуда не уходя, хранили святыню. Ясно, что их род тоже был угоден Богу, ибо из него произошел такой изумительный праведник, как Иов Многострадальный, приходившийся правнуком Исаву.

Ко времени возвращения израильтян в Палестине жили Иевусеи, потомки Исава и народа княжества царя Иерусалима Мелхиседека, которые даже после завоевания Иерусалима царем Давидом не были истреблены и остались там. Именно они и донесли настолько сильную традицию почитания могилы Адама до дней Соломона, что сам Соломон не посмел нарушить ее.