Православие и современность. Электронная библиотека

В книге Бытия указаны могилы Авраама, Исаака и других праведников, место видения Иаковом лестницы небесной и многие исторические места. Были ли эти могилы и памятные места в запустении во время четыресталетнего пребывания потомства сыновей Иакова в Египте? Были ли забыты эти места? Нет, память о них сохранилась, потому что на этой земле остались сыновья Авраама со своим потомством. "И взял Авраам (после смерти Сарры) еще жену, именем Хеттуру, она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха" (Быт. 25, 1-2).

Далее перечисляются семьи их, а также потомки Измаила, сына Авраама от Агари. Они и хранили могилу Авраама, оставшись жить в Палестине, частично смешавшись впоследствии с израильтянами.

Теперь рассмотрим научную сторону вопроса о местонахождении могилы Адама. Могла ли она исторически находиться на холме Мориа?

Тут приходят к нам на помощь данные археологии. Оказывается, что первоначальные культурные слои Иерихона и Эриду – совершенно тождественны, одновременны, кроме того носят соименные названия с частицей "иер" – священный: Иериду и Иерихон, равно как более поздний Иерусалим.

Следовательно, если Адам жил в конце своей жизни в Иерихоне, он мог быть погребен на Голгофе, находящейся в 20 милях от Иерихона. Здесь, видимо, жила группа его потомков, и Адам приходил сюда для уединенной молитвы. На это есть косвенные указания11.

Предание гласит, что могила Адама находится в Хевроне, где она считается могилой "четырех великих мужей" – Адама, Авраама, Исаака и Иакова. Место это до занятия его израильтянами называлось Кириаф-Арба, что и означает в переводе "четыре великих мужа". Как могло сложиться такое предание до прихода израильтян? Иосиф перевез тело Иакова из Египта и, похоронив его в пещерегробнице Авраама и Исаака, возвратился в Египет. Хранители этих могил Исав и Измаил, женатые на местных жительницах-хананеянках, породнились с этим народом и узнали от него, что где-то в этом районе находится могила отца человечества Адама, но точное место неизвестно. Ближайшие потомки Исава и Измаила поэтому приурочили могилу Адама к месту погребения Авраама, Исаака и Иакова и назвали ее Кириаф-Арба. Возвратившись через 400 лет из египетского плена, израильский народ привез останки Иосифа Прекрасного. Заняв Хеврон, израильтяне похоронили их тоже перед пещерой Мамре, но название Кириаф-Арба "четыре великих мужа" существовало еще до возвращения израильтян.

Могилу Адама нужно было приурочить к какому-то определенному месту, а предание отцов хранило, что Адам похоронен где-то близко в окрестностях без указания точного места. Ной наверно знал, где могила Адама, или по рассказам, или даже сам бывал там, навещая своих сородичей в Иерихоне. После же Потопа, когда внуки и правнуки Ноя пришли в Палестину, они не смогли разыскать могилу Адама, потому что никого, кто мог помнить могилу Адама уже не было в живых. А предание оказалось не настолько точным, чтобы разыскать Голгофский холм – предание сохранило только район, а не точное место.

Конечно, на это был Промысел Божий, – нужно было сохранить в тайне место погребения праотца Адама, чтобы впоследствии совершить на ней искупительную Жертву.

Более определенно указывает на возможность пребывания Адама в Иерихоне или в его окрестностях – на Иордане – древнейший город Адам, находившийся на левом берегу Иордана выше Иерихона. О нем свидетельствует Иисус Навин в своей книге: "Лишь только несущие Ковчег Завета Господня вошли в Иордан, вода, текущая сверху, остановилась на весьма большом расстоянии от города Адама, который подле Цартана; и народ переходил против Иерихона. Священники же, несущие Ковчег Завета Господня, стояли на суше среди Иордана" (Нав. 3, 15-17). Причем Иисус Навин указывает в другом месте, что "город Адам был укрепленным" (Нав. 19, 35-36), значит, это было не селение, а большой укрепленный древний город, славный памятью об отце человечества.

Приведенный факт достоин самого серьезного внимания, потому что название города Адама существовало задолго до прихода израильтян в землю ханаанскую и перехода их через Иордан. Иерихон был первым городом, к которому они подошли после сорокалетнего странствования в пустыне.

Город Адам не связан с Авраамом, иначе о нем упоминалось бы в довольно подробном описании жизни Авраама. Город Адам уходит своими корнями в глубь тысячелетий. Хананеяне, жители Палестины, были прямыми потомками семьи Ноя, и пришли они в Иерихон как в землю, известную от отцов по преданию. Иерихон снова после Потопа заселяется, возможно, тогда же восстанавливается и город Адама, потому что память праотца Адама чтили все семиты и записали в клинописных таблицах о Рае, о грехопадении и других событиях его жизни.

Иерихон, согласно археологическим данным, с 3000 года до Р.Х. по 2000 год был под властью Вавилона, под властью семитов. Иерихон 1 и 2 1900-1600 годов был под властью хананеев и представлял из себя самостоятельные княжества. Иерихон 3 с 1580 по 1400 г. – под египетским владычеством. Иерихон 4 между годами 1400-1395 был разрушен Иисусом Навином. Период же времени от прихода в Иерихон потомков Ноя до 3000 г. до Р.Х. (4000-3000 г.г. по археологическим данным) относится к так называемому неолитическому периоду в Палестине – это период первых потомков Ноя "История Иерихона. Джон Гарстонг. 1948 г. Лондон. Как неолитический (посленоевский), так и мезолитический (Адамовский) Иерихон еще совсем мало изучен. Это не удивительно, ведь тогда людей было немного, и следы их покрыты позднейшим слоем культурных наслоений глубиной 10 метров".

Город Адам мог быть местом временного пребывания Адама, когда он пришел посетить своих потомков, живших в Иерихоне (Катуфийская допотопная культура) и рассказать им, как живой свидетель о Боге, заповеди Которого, перед Потопом люди стали забывать.

Но это, разумеется, не означает, что город Адам был единственным местопребыванием Адама. Он мог жить и в Иерихоне, и в других поселениях катуфийцев, в том числе возле будущего Иерусалима, где-нибудь поблизости (на холме Мориа), и по смерти мог быть погребенным на Голгофе. Иерихон – вечный город, основанный на заре человечества, может быть, тем же самым великим царем Адамитов Иаредом. Он с самых древних слоев относится к первоначальной катуфийской культуре, которая современна Обеидской культуре в Шумере. Город Иерихон существует около 7000 лет. Есть ли где-нибудь ему подобный? Подобен Иерихону только Иерусалим, существовавший еще задолго (неизвестно сколько времени) до царствования в нем царя Мелхиседека – первосвященника Бога Всевышнего. Во всяком случае, Иерусалиму гораздо более 4000 лет. Вавилон же просуществовал только 3000 лет. Представляют большой интерес 7 таинственных скульптурных черепов, хранившихся в храме, как святыня, которые были найдены в самых древних, послепотопных слоях Иерихона. Эту тайну предстоит раскрыть в будущем.