Православие и современность. Электронная библиотека

Большинство иудеев не приняли долгожданного Мессию, и Христос говорит им: "Се оставляется вам дом ваш пуст" (Лк. 13, 35) – светило ветхозаветного храма закатилось, а Богу стали поклоняться "в духе и истине" везде – по всем концам земли.

Были ли открыты Адаму тайны будущего? Преподобный Серафим Саровский говорит: "Адаму после падения, а равно и Еве вместе с ним были открыты многие тайны, относившиеся до будущего спасения рода человеческого". "Адам сотворен был не подлежащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий, так что его ни вода не топила, ни огонь не жег, ни земля не могла пожрать его в пропастях своих, ни воздух не мог повредить как бы то ни было своим действием. Все покорено было ему, как любимцу Божию, как царю и обладателю твари".

"Когда же вдунул Господь Бог в лицо Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, Адам стал душой живой, во всем Богу подобной и такой, как Он, на веки веков бессмертной. От этого дыхания Жизни из уст Всетворца и Вседержителя Бога Адам стал настолько мудрым, что не было никогда, да и едва ли будет на земле человек премудрее и многознательнее его" (Из беседы преп. Серафима с Мотовиловым).

Но все, что касается жизни Адама и общения его с Богом, сокрыто навеки, и Библия не говорит об этом ничего.

Прежде, чем рассмотреть с археологической точки зрения вопрос – была ли обитаема территория будущего Иерусалима в первое тысячелетие существования человечества, во время жизни Адама – рассмотрим вопрос, почему об этом ничего не сказано в книге Бытия.

Моисей не указывает места жительства Адама в течение всей его девятисотлетней жизни, сказав только, что после изгнания из Рая он поселился поблизости от него. Моисей не указывает, где жил Ной, и где был погребен Адам.

Предположим, что Господь открыл бы Пророку-Боговидцу, как и многие другие тайны, местонахождение могилы Адама, но мог ли Моисей указать эту могилу? Ведь в таком случае отцу человечества была бы построена монументальная гробница, и на этом месте никогда бы не совершилась искупительная Жертва – распятие Христа Спасителя. Не могла сохраниться память о могиле Адама и естественным путем, гибель человечества при Потопе была причиной потери этой памяти. Новое человечество после Потопа уже не знало точное место погребения Адама.

В книге Бытия указаны могилы Авраама, Исаака и других праведников, место видения Иаковом лестницы небесной и многие исторические места. Были ли эти могилы и памятные места в запустении во время четыресталетнего пребывания потомства сыновей Иакова в Египте? Были ли забыты эти места? Нет, память о них сохранилась, потому что на этой земле остались сыновья Авраама со своим потомством. "И взял Авраам (после смерти Сарры) еще жену, именем Хеттуру, она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха" (Быт. 25, 1-2).

Далее перечисляются семьи их, а также потомки Измаила, сына Авраама от Агари. Они и хранили могилу Авраама, оставшись жить в Палестине, частично смешавшись впоследствии с израильтянами.

Теперь рассмотрим научную сторону вопроса о местонахождении могилы Адама. Могла ли она исторически находиться на холме Мориа?

Тут приходят к нам на помощь данные археологии. Оказывается, что первоначальные культурные слои Иерихона и Эриду – совершенно тождественны, одновременны, кроме того носят соименные названия с частицей "иер" – священный: Иериду и Иерихон, равно как более поздний Иерусалим.

Следовательно, если Адам жил в конце своей жизни в Иерихоне, он мог быть погребен на Голгофе, находящейся в 20 милях от Иерихона. Здесь, видимо, жила группа его потомков, и Адам приходил сюда для уединенной молитвы. На это есть косвенные указания11.

Предание гласит, что могила Адама находится в Хевроне, где она считается могилой "четырех великих мужей" – Адама, Авраама, Исаака и Иакова. Место это до занятия его израильтянами называлось Кириаф-Арба, что и означает в переводе "четыре великих мужа". Как могло сложиться такое предание до прихода израильтян? Иосиф перевез тело Иакова из Египта и, похоронив его в пещерегробнице Авраама и Исаака, возвратился в Египет. Хранители этих могил Исав и Измаил, женатые на местных жительницах-хананеянках, породнились с этим народом и узнали от него, что где-то в этом районе находится могила отца человечества Адама, но точное место неизвестно. Ближайшие потомки Исава и Измаила поэтому приурочили могилу Адама к месту погребения Авраама, Исаака и Иакова и назвали ее Кириаф-Арба. Возвратившись через 400 лет из египетского плена, израильский народ привез останки Иосифа Прекрасного. Заняв Хеврон, израильтяне похоронили их тоже перед пещерой Мамре, но название Кириаф-Арба "четыре великих мужа" существовало еще до возвращения израильтян.

Могилу Адама нужно было приурочить к какому-то определенному месту, а предание отцов хранило, что Адам похоронен где-то близко в окрестностях без указания точного места. Ной наверно знал, где могила Адама, или по рассказам, или даже сам бывал там, навещая своих сородичей в Иерихоне. После же Потопа, когда внуки и правнуки Ноя пришли в Палестину, они не смогли разыскать могилу Адама, потому что никого, кто мог помнить могилу Адама уже не было в живых. А предание оказалось не настолько точным, чтобы разыскать Голгофский холм – предание сохранило только район, а не точное место.