Православие и современность. Электронная библиотека

Конечно, на это был Промысел Божий, – нужно было сохранить в тайне место погребения праотца Адама, чтобы впоследствии совершить на ней искупительную Жертву.

Более определенно указывает на возможность пребывания Адама в Иерихоне или в его окрестностях – на Иордане – древнейший город Адам, находившийся на левом берегу Иордана выше Иерихона. О нем свидетельствует Иисус Навин в своей книге: "Лишь только несущие Ковчег Завета Господня вошли в Иордан, вода, текущая сверху, остановилась на весьма большом расстоянии от города Адама, который подле Цартана; и народ переходил против Иерихона. Священники же, несущие Ковчег Завета Господня, стояли на суше среди Иордана" (Нав. 3, 15-17). Причем Иисус Навин указывает в другом месте, что "город Адам был укрепленным" (Нав. 19, 35-36), значит, это было не селение, а большой укрепленный древний город, славный памятью об отце человечества.

Приведенный факт достоин самого серьезного внимания, потому что название города Адама существовало задолго до прихода израильтян в землю ханаанскую и перехода их через Иордан. Иерихон был первым городом, к которому они подошли после сорокалетнего странствования в пустыне.

Город Адам не связан с Авраамом, иначе о нем упоминалось бы в довольно подробном описании жизни Авраама. Город Адам уходит своими корнями в глубь тысячелетий. Хананеяне, жители Палестины, были прямыми потомками семьи Ноя, и пришли они в Иерихон как в землю, известную от отцов по преданию. Иерихон снова после Потопа заселяется, возможно, тогда же восстанавливается и город Адама, потому что память праотца Адама чтили все семиты и записали в клинописных таблицах о Рае, о грехопадении и других событиях его жизни.

Иерихон, согласно археологическим данным, с 3000 года до Р.Х. по 2000 год был под властью Вавилона, под властью семитов. Иерихон 1 и 2 1900-1600 годов был под властью хананеев и представлял из себя самостоятельные княжества. Иерихон 3 с 1580 по 1400 г. – под египетским владычеством. Иерихон 4 между годами 1400-1395 был разрушен Иисусом Навином. Период же времени от прихода в Иерихон потомков Ноя до 3000 г. до Р.Х. (4000-3000 г.г. по археологическим данным) относится к так называемому неолитическому периоду в Палестине – это период первых потомков Ноя "История Иерихона. Джон Гарстонг. 1948 г. Лондон. Как неолитический (посленоевский), так и мезолитический (Адамовский) Иерихон еще совсем мало изучен. Это не удивительно, ведь тогда людей было немного, и следы их покрыты позднейшим слоем культурных наслоений глубиной 10 метров".

Город Адам мог быть местом временного пребывания Адама, когда он пришел посетить своих потомков, живших в Иерихоне (Катуфийская допотопная культура) и рассказать им, как живой свидетель о Боге, заповеди Которого, перед Потопом люди стали забывать.

Но это, разумеется, не означает, что город Адам был единственным местопребыванием Адама. Он мог жить и в Иерихоне, и в других поселениях катуфийцев, в том числе возле будущего Иерусалима, где-нибудь поблизости (на холме Мориа), и по смерти мог быть погребенным на Голгофе. Иерихон – вечный город, основанный на заре человечества, может быть, тем же самым великим царем Адамитов Иаредом. Он с самых древних слоев относится к первоначальной катуфийской культуре, которая современна Обеидской культуре в Шумере. Город Иерихон существует около 7000 лет. Есть ли где-нибудь ему подобный? Подобен Иерихону только Иерусалим, существовавший еще задолго (неизвестно сколько времени) до царствования в нем царя Мелхиседека – первосвященника Бога Всевышнего. Во всяком случае, Иерусалиму гораздо более 4000 лет. Вавилон же просуществовал только 3000 лет. Представляют большой интерес 7 таинственных скульптурных черепов, хранившихся в храме, как святыня, которые были найдены в самых древних, послепотопных слоях Иерихона. Эту тайну предстоит раскрыть в будущем.

Раскопки подтвердили факт падения стен Иерихона во время Иисуса Навина. Они упали от землетрясения на внешнюю сторону, а при восстановлении Иерихона новые стены возводили прямо на обломках.

Археология откроет нам еще много фактов, иллюстрирующих Библейское повествование.

Моисей подошел к вечному городу Иерусалиму, чтобы только увидеть его с горы, ибо отсюда начиналась земля обетованная. Пророк увидел вдали еле заметный город, которому предстояло такое великое будущее, увидел будущую Святую Землю и отошел ко Господу.

Здесь же, вблизи Иерихона, Иисус Навин увидел Архангела Михаила, который велел ему обнести ковчег Завета Господня вокруг стен Иерихона, и стены упали от внезапного землетрясения. Явился Архангел настолько явственно, что Иисус Навин принял его за воина и спросил: "Ты наш или неприятельский?"

Здесь же у Иерихона, в Заиорданской пустыне жил человек, величайший из рожденных женами – святой Иоанн Креститель. Здесь же, в водах Иордана, неподалеку от Иерихона было Богоявление Пресвятой Троицы после Крещения Господня.

Христос Спаситель любил эти святые места и часто бывал здесь.

Иорданская долина – избранное, великое, историческое место Домостроительства Божия.