Православие и современность. Электронная библиотека

Таким образом, местожительством праотца Адама, Ноя, Сима, Арфаксада нужно считать Эриду – Ур. Второе косвенное указание следующее: в то время, когда племя сыновей Ноя жило еще в одном месте – "на всей земле был один язык". "Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар (южнее Вавилона) равнину и расселились там. И сказали: построим башню до небес, прежде чем рассеемся по лицу всей земли". (Быт. 2-4).

Значит, люди пришли к земле Сеннаар с востока. Но откуда именно? Другого цивилизованного места, кроме указанных городов адамитов: Эриду, Ур, Лагаш и Урук, на земле просто не существовало. Значит, пришли они из этих городов.

Трудно сказать, насколько правильно представление древнейших народов Армении, которое дошло до нас в истории армянского народа, написанной Моисеем, епископом Хранским в IV веке. В повествовании сказано, что Арменах Великий, родоначальник армянского народа, был правнуком Хайка, а Хайк приходился правнуком Иафету. Армянское предание гласит, что Нахичевань основана на месте стоянки Ноя, и в переводе означает "стоянка Ноя". Земли вокруг Арарата – искони армянские земли. Ной мог поставить на место Нахичевани монументальный жертвенник Богу, который впоследствии нашел Арменах, поселившись там. Если же принять во внимание, что первые пять генераций после Потопа жили по 400 лет, то Арменах мог слышать живое предание о Потопе от сына или внука Иафета.

Когда Ной возвращался домой, г. Нахичевань, лежащий в пределах видимости Арарата, был на пути его возвращения, почему могила жены Ноя и оказалась в долине Аракса.

Вот когда Ною понадобились те нечистые животные, которых Бог повелел ему взять с собой в Ковчег по две пары. 4 верблюда, 4 осла, может быть, четыре лошади, 7 волов тащили имущество Ноя через гористую местность до судоходной части какойнибудь реки, где Ной мог построить плоты и большие лодки, а на них возвратиться в Адамов залив, в свои родные города (вероятнее всего, по притоку р. Тигра – Великому Забу).

"И сказал Бог Ною и сынам его: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас" (Быт. 9, 8-9). И обещал Бог больше не истреблять человечество, несмотря на все его беззакония.

"Сыновья Ноя были: Сим, Иафет и Хам, и от них населилась вся земля". Сим, как старший сын, должен был наследовать дом отца своего.

"Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему. И жил Ной после Потопа триста пятьдесят лет. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер" (Быт. 9, 20-29).

Коротко повествует Моисей, но в этих кратких словах Ноя начертана судьба всех народов мира.

Остановимся на мгновение перед величественным образом патриарха человечества, праведного Ноя.

Святая Церковь в каноне святых праотцев называет Ноя совершеннейшим человеком: "Виде тя Бог во всем совершенна, второго мира начало вождя тя показует".

Какую похвальную песнь мы можем принести отцу всего человечества? От него не только произошли три ветви человечества: семиты, иафетиты и хамиты – но и судьбы каждой из ветвей сложились именно так, как предсказал Ной.

Судьбы народов мира, судьбы Ветхозаветной и Новозаветной Церквей сложились так, как предсказал великий патриарх всего человечества.

Первое обетование было дано Адаму: Бог обещал ему, что придет время, когда Потомок его сотрет главу змия и вернет потерянный Рай.