Православие и современность. Электронная библиотека

В межзвездном пространстве – мрак, подобный нашей ночи, только светящимися точками теряются в нем звезды. Но изначально это межзвездное пространство было наполнено светящейся туманностью, и только с образованием звездных миров отделился свет от тьмы.

"И назвал Бог свет днем, а тьму ночью". Здесь слово "день" пророк употребляет, конечно, не в смысле 24-часового астрономического дня, существующего только на Земле. По всей вселенной в то время не было философских понятий, да не было и богатства языка, чтобы эти понятия выразить, поэтому все выражались символами.

Да не смутят нас два первоначальные стиха первой главы, где сказано о небе и земле до сотворения света, о котором сказано только в третьем стихе, ибо первые два стиха – это то, что в современном понятии нужно было бы назвать эпиграфом и поставить в правом углу, а не в строчках текста. Но эпиграф – понятие нашего времени, и вряд ли кто-нибудь станет требовать этого от переписчиков древности. Эпиграфом служит следующее: "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водой" (Быт. 1; 1-2).

Это как бы заглавие то, о чем пророк собирается повествовать, т.е. о небе и земле. Что это только эпиграф можно судить из дальнейшего текста: "И создал Бог твердь и назвал Бог твердь небом" (Быт. 1; 7-8). Следовательно, небо (звездные миры) было создано после света, о котором говорится в третьем стихе.

И о тьме говорится, что после создания света "отделил Бог свет от тьмы", так что "тьма над бездною" не могла быть до образования тьмы и отделения ее от света. В такой же мере это относится к земле и воде.

Итак, мы пришли к выводу, что первые два стиха – это эпиграф к первой главе книги Бытия, где Пророк предваряет, о чем он хочет повествовать: о небе, о земле, и о Боге, сотворившим все это. Таким образом, первый день – это день творения первоосновы всего – света.

Второй день творения

И создал Бог твердь. И назвал Бог твердь небом, И был вечер, и было утро: день второй. (Быт. 1; 7-8)

Полный текст читается так: И сказал Бог: "Да будет твердь посреди воды и да отделяет она воду от воды" (Быт. 1; 6). "И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью" (Быт. 1; 7). "И назвал Бог твердь небом" (Быт. 1; 8).

Совершенно ясно, что тут идет речь не об обыкновенном понятии воды, но, по-видимому, на языке того времени выражается иное понятие (как слово "иом" обозначает и день, и период); иначе в повествовании не было бы логического смысла. Если речь идет об облаках, то это не есть вода; и каким образом небо могло быть посреди воды и отделить воду от воды? Не нужно забывать, что книга Бытия переписывалась много раз, многие десятки раз. Первый ее список, с которого был сделан греческий перевод, относится к III веку до Р.Х., т.е. спустя тысячелетия после ее написания. Возможно, что выражение "вода над твердью" надо понимать в смысле мирового эфира, поэтому из данного текста мы берем только основной смысл его – создание тверди или неба, т.е. вселенной, космоса, звездных миров. Наше светило – Солнце и целый ряд планет, вращающихся вокруг него в одном направлении, по одной орбите, представляют из себя Солнечную систему. Наиболее крупные из планет, такие как Юпитер, покрыты тонкой коркой остывшей магмы. Средние, наполовину остывшие, с твердой корой, как Марс, Венера, Земля, сохранили атмосферу вокруг себя. Маленькие успели совсем остыть в холодном мировом пространстве и не имеют вокруг себя атмосферы, которая рассеялась в мировом безвоздушном пространстве, потому на их поверхности нет ни воды, ни органической жизни, как на Меркурии и спутнике Земли Луне.

Строен хор солнечных миров в своем гармоническом движении. Великий Отец Церкви, святитель Иоанн Златоуст писал: "Церковь Христова встает в полночь, вставай и ты, и созерцай хоры звезд, и прославляй величие Создателя". Во времена святого Златоуста еще не знали величественной научной картины солнечных миров. Перед нами она открыта, но знаем мы и те неоспоримые факты вне известных законов физики, перед которыми человеческий разум становится в тупик, например, то, что спутники Юпитера вращаются в направлении, обратном вращению самого Юпитера, а один из спутников Сатурна вращается перпендикулярно вращающемуся вокруг него кольцу, т.е. через его полюсы... Силен Творец явить непостижимые чудеса, чтобы человек познал, что существует мир высших, сверхъестественных законов – мир чудес.

Геологический период истории Земли