Православие и современность. Электронная библиотека

То, что три тысячи лет читалось так: "И птицы да полетят над землею по тверди небесной" (Быт. 1, 20), теперь может быть изображено подлинными картинами прошлого – отпечатками в пластах Юрского периода. Как же произошел переход от пресмыкающихся к птицам? Вся тварь, повинуясь слову Создателя своего, размножалась, видоизменялась. "И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножатся на земле" (Быт. 1, 22).

Живые организмы размножались не только количественно, но и в разнообразные виды. У одного вида птиц рождались птенцы со своими особенностями, которые давали начало новому виду. У тех, в свою очередь и в свое время, когда это было благословлено Богом, появлялись птенцы со своими отличиями. Так развивался многообразный мир живых существ, которым нет числа. А в творческие моменты, когда появился класс птиц, происходили совершенно изумительные метаморфозы. Палеонтология знает многие экземпляры различных ступеней в развитии птиц и ни одного промежуточного вида между ними: птеродактили, археоптериксы и совершенно развившиеся птицы. Птеродактили – это полуптицы, полурептилии. Это ящеры, у которых сильно развились пальцы лап, между ними натянулись пленки, как у летучей мыши, и он полетел над землей. Но уже следующая их генерация, сохранившая тот же длинный позвоночный хвост, по обе стороны которого выросли красивые перья, резко отличалась от предыдущей. Туловище и крылья их покрылись перьями, но на крыльях у плеч остались когти, которыми археоптериксы цеплялись за ветви. Голова археоптерикса – это не голова птицы, но морда зверя, морда его предшественника – птеродактиля, с острыми большими зубами и мягкими губами. Только в следующем поколении отпадает позвоночный хвост, и голова становится головой птицы с клювом. Таково творчество Божие.

Что это – эволюция? Конечно, но только не такая, какая представлялась эволюционной теорией многомиллионное постепенное развитие видов без признаков чего-либо чудесного, сверхъестественного, т.е. явно видимого творчества Божия. Но факты говорят совсем о другом, о великих творческих актах Божиих во всем органическом мире. "Сказал Бог... и стало так".

Да и что значит "сказал Бог", и на каком языке? Разве Богу нужны слова, разве Его непостижимая для нашего разумения воля не закон природы, ведомый или неведомый нам!

Мы знаем законы природы только седьмого дня, дня, когда "Бог почил от дел Своих", того, как творил и созидал. Мы знаем законы статического состояния видов, поэтому нам и кажутся удивительными законы творчества Божия в дни творения.

Эволюционисты видели творческие процессы Божии близоруко, глазами, о которых Христос сказал: "Славлю Тебя, Отче, что утаил сие от разумных и премудрых" и "посрамил мудрость века сего".

Творцу мира не нужно было произносить какие-либо слова, да и на каком языке, когда все это было до появления человека, потому все, что пишет Боговидец Моисей, применительно к нашему человеческому пониманию как некая образная символическая форма, о чем свидетельствует и тот факт, что пророк пишет: "И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую, и птицы да полетят над землей по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их и всякую птицу пернатую по роду ее. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножатся на земле".

Как видим, не произнес Бог никаких слов, касающихся рыб, но пророк тотчас же дополняет: "и сотворил Бог рыб больших" и повелел: "размножайтесь и наполняйте воды в морях". Следовательно, не только те виды живых существ, о которых упоминает пророк, но все живущие на земле и в воде, видимые и невидимые, ведомые человеку и неведомые, те бесчисленные мелкие формы Палеозоя, открытые человеком и не открытые, от которых произошли первые организмы, все получили жизнь по воле Божией. Здесь да смирится перед Богом человеческий разум и прославит Всемогущего Творца не только физического мира, но и мира духовного.

Одно можно сказать: как многообразен мир живых существ, так разнообразен и мир человеческих душ: великих и малых, мудрых и не мудрых, духовных и не духовных.

Шестой день творения

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей по роду их. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествует он над рыбами морскими и птицами небесными, и над зверями и над скотом и над всею землею. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер и было утро день шестой. (Быт. 1, 24-26, 31)

Наступает последняя эра земли – Неозойская, включающая в себя Третичный и Ледниковый (Четвертичный) периоды. Это царство зверей и животных.

Человек появляется к концу Ледникового периода как завершение всего творения, как венец творения, особым творческим актом Божиим, для обладания и владычества над всеми живыми существами и над всею землею.