Православие и современность. Электронная библиотека

Предисловие

Современное церковное общество, знающее ветхозаветную историю, часто совершенно не ориентируется в ее хронологии и не представляет себе, в какой период истории человечества жили Авраам или Моисей (основоположник Библии), и что происходило в это время в других странах. Короче говоря, большинство людей знают историю Ветхого Завета без органичной ее связи с окружающим миром.

Например, для многих является совершенно неожиданным открытием, что Авраам был вавилонянином, вернее, урийцем, говорившем на вавилонском языке, а происшедший от него израильский народ является небольшой молодой ветвью великой семитической группы народов, которые имели высокую культуру за тысячу лет до написания Библии и вообще до начала истории израильского народа.

Остается загадкой – как хронологически увязать то, что происходило в это время в Европе и Азии с историей древнейшего царства Шумера, столицей которого был город Ур, ставший (впоследствии) провинциальным городом Вавилонского царства, или с историей Египта, или железного века в Европе и с началом греческой и римской истории. Осветить эту древнюю жизнь человечества и является задачей третьей части настоящей работы.

Эпоха, о которой пойдет речь, охватывает период времени в разных странах от 3000-2500 до 1000 годов до Р.Х. и соответствует Бронзовому и Железному векам в Европе. А в истории Ветхого Завета она соответствует времени, начавшемуся за тысячу лет до Авраама и завершившемуся временем основания Израильского царства, значит, это та же тысяча лет до Рождества Христова.

Потомки Сима. Семитическое царство. Вавилон

Первые потомки сыновей Ноя жили сначала вместе на родине всего человечества (как допотопного, так и послепотопного) – в Месопотамии.

"На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли на земле Сенаар равнину и поселились там. И сказали они: построим себе город и башню высокую до неба; и сделаем себе имя (памятник) прежде, нежели расселимся по лицу всей земли". "И рассеял их Господь оттуда по всей земле: и они перестали строить город. Вот, родословие Сима..." (Быт. 11, 1-4, 8-10).

Родословие Сима доходит до Авраама, свидетельствуя о том, что из всего рассеянного по земле народа только потомки Сима остались на родине, и из рода его вышел Авраам – из города Ура Халдейского, который находился в южной части царства Вавилонского.

Но еще до рассеяния внук Хама Нимврод овладев Вавилоном, назвал его царством. Следовательно, в самом начале, при создании государства, были внесены элементы не от благословенного рода Сима, и это наложило отпечаток на всю идею государственности в виде того зла, которое всегда является неотъемлемой принадлежностью государства: насилие, тюрьма, казни и очень часто гнет. В идеальном семитическом государстве этого могло и не быть.

Вот почему в Вавилоне так скоро пришло в забвение почитание Единого Бога, и только избранная часть людей хранила его даже до дней Авраама. В археологических данных о Вавилоне нет свидетельства об истинном богопочитании, ибо ко времени появления клинописи на глиняных табличках оно уже перестало быть народной религией. Но во времена клинописи на деревянных досках, которые не сохранились, был чрезвычайно глубокомысленный гимн Единому Богу, о чем есть запись на глиняных таблицах.

В то время как Авраам был призван Богом из города Ур идти в землю, которую ему Господь укажет, в Вавилоне правят, возможно, царь Хаммурапи, известный своим знаменитым законодательством. Об этом законодательстве найдено свидетельство в библиотеке Ассурбанипала Великого, который собрал в своем дворце богатейшую по тогдашнему времени библиотеку, написанную клинописью на керамических табличках, обожженных в печи. Эта подземная библиотека была завалена при пожаре дворца во время нашествия варваров и в XIX веке была открыта. Ученому миру представились картины глубочайшей древности, изложенные в исторических повествованиях, восходящих к XI веку до Р.Х. Они воскрешают нам картины древней жизни, предшествующей времени написания Библии, в них есть повествование о Рае, о Потопе, о Ное, хотя в несколько искаженном виде.

Краткие сведения, данные Моисеем о жизни человечества до и после эпохи Авраама, теперь можно восполнить со всеми подробностями благодаря историческому повествованию, найденному в библиотеке Ассурбанипала Великого.