Православие и современность. Электронная библиотека

Перед нами возникает величественная картина первого по времени великого государства, по образу которого сложились все государства мира в продолжение истории человечества.

Ассурбанипал Великий, живший в VI веке до Р.Х., незадолго до гибели Вавилона, был первым собирателем всех клинописных древних табличек. Кроме того, в его библиотеке работало множество клинописцев, которые записывали древние сказания, сохранившиеся в народном эпосе.

Личная многочисленная переписка Ассурбанипала с египетским фараоном Тутанхамоном свидетельствует, что Ассурбанипал был высококультурным человеком своего времени.

К сожалению, во времена Ассурбанипала Великого государственной религией Вавилона стало язычество, а истинное Богопочитание в народе было утрачено. Не сохранились нетронутыми и сказания о прошлом, они были приведены в соответствие с языческой мифологией. Вот почему, хотя и сохранились предания о потопе, Ное и трех его сыновьях, они отражают современную Ассурбанипалу языческую мифологию о богах. Имя Ноя в этом сказании начертано – Утнапиштим, сказание описывает его как праведного человека, построившего ковчег (и называют его десятым по счету царем от сотворения мира), в котором спасся он стремя сыновьями, их женами и домашними животными, в то время как бог Мадрук разгневался на людей и устроил всемирный потоп. Передавать подробности этого повествования не входит в нашу задачу, а интересующиеся могут прочесть замечательный труд академика Тураева "Древний Восток".

Найдено также в клинописных табличках сказание о сотворении мира, но оно настолько наивно и примитивно, что предполагать, будто пророк Моисей заимствовал у вавилонян хоть что-нибудь для своего величественного и абсолютно точного повествования о сотворении мира и человека – совершенно невозможно. Первые страницы Моисеевой книги Бытия можно по достоинству оценить, сравнивая их с наивно детскими легендами о сотворении мира древних мифологий всех без исключения языческих религии: Вавилона, Египта, Греции, Китая, Индии и прочих.

Но насколько религиозная часть клинописных записей бедна и не интересна, настолько же богато и интересно описано государственное величие и развитие культуры Древнего Вавилона, расцветшего за тысячу лет до Римского государства.

Вавилон – это родина государственности, там были выработаны все основные элементы того устройства, которое существует и поныне во всяком государстве.

В основном – это идеи централизации. Если европейцы жили родовым и племенным строем в период бронзового и железного веков, без городов, государств и всего им присущего, то в Вавилоне в это время царила величественная централизация.

Вся страна была разбита на административные округи, во главе которых стояли посылаемые вавилонским царем правители. Они собирали дань, управляли, судили, казнили, регулировали общественную и семейную жизнь, следили за выполнением царских законов.

Люди разделялись на сословия: аристократию, управляющую страной, из которой происходили администраторы и правители: воинское сословие, которое покоряло Вавилону одну страну за другой; а классы торговцев и земледельцев давали государству средства, необходимые для его жизни и процветания. Во время войны Вавилон захватывал тысячи рабов, которые строили дворцы, храмы, проводили каналы, обслуживали господ. Чтобы держать всех в повиновении существовал Ваал, бог войны и государственности, в виде зверя с огромной пастью и гигантской огненной печью внутри, в которую десятками и сотнями бросали непокорных – трепещите, вожди и цари, ибо над всеми вами – владыка земли, царь четырех стран света: востока и запада, севера и юга – божественный повелитель Вавилона.

Дворец Ваала – символ его стоял на холме в виде Акрополя, к нему вела широчайшая лестница, с обеих сторон которой были расположены дворцы с площадками. На этих площадках в дни церемоний – стояли цари и правители подвластных народов. А на вершине лестницы был утвержден трон божественного владыки, и когда он при звуках труб поднимался со своего трона и спускался со свитой по лестнице, представители всех сословий Вавилона и подвластных ему народов, стоящие по бокам площадок, падали ниц, когда Владыка проходил мимо, выражая ему полную покорность, ибо в нем, как в оптической точке, сосредоточилась вся мощная железная структура государства.

Государство требует колоссальных расходов на содержание войска, правителей, чиновничества, жреческого сословия, а кроме того, средств для общественных построек, благоустройства городов и государства в целом. Для этого нужна податная сеть, нужны банки, отчетность, документы на собственность, продажу и покупку. Все это было создано в древнем Вавилоне: банки с векселями, купчими крепостями, счетами и пр., что кратко описано в тех же клинописных керамических таблицах.

Общественные зрелища, цирки, народные шествия – торжества религиозные и царские, а также школы, больницы, общественные банки, тюрьмы – все эти атрибуты государства были созданы Вавилоном. Более того, счет времени, который был введен в Вавилоне, несмотря на его неудобства, остается и до наших дней.

12 месяцев, 7 дней, 12 часов, 60 секунд – все это вавилонское исчисление времени, ибо у них была не десятичная система, а счет священных чисел: 60 секунд составлял одну минуту, 60 минут – один час, 12 часов дня 11-12 часов ночи составляли сутки. Для Вавилона числа 7, 12 и 60 были священными.