Православие и современность. Электронная библиотека

Первое Богослужение на Земле

Первые поселения адамитов были в Эриду и Уре на берегу залива, затопившего огромную территорию потерянного Рая. С высокого берега адамиты смотрели прямо на восток, туда, где был Рай, и молились на восток, на то место, где Бог являлся Адаму и беседовал с ним.

Позволим себе немного порассуждать на основании Библейского повествования об изгнании Адама.

Адам, сказано, поселился "против Рая". Вполне понятно желание Адама остаться поблизости Рая. У врат Рая встал Ангел с огненным мечом. Что-то должно было вынудить Адама оставить это место и идти дальше. Так и случилось. По воле Божией, начал наступать залив, он залил территорию Рая и всю окружающую местность. Но куда мог пойти Адам? Путь на север преграждал многоводный Евфрат. С востока наступали воды залива, что называется в геологии рансгрессией моря. На западе тянулась бесплодная песчаная пустыня Аль Хаджар. Оставался единственный путь – идти вверх по правому берегу Евфрата и, как только прекратилось наступление вод залива, остановиться на возвышении.

Первые поселенцы Шумера считали себя народом или, возможно, даже детьми Божиими, от постоянных милостей Которого зависело их благосостояние. Во всяком случае, древнейшим известным нам сооружением на территории Шумера в Эриду, является святилище, сменившееся целым рядом более поздних священных зданий. Сооружения этих зданий увенчалось постройкой в начале 3 тысячелетия до н.э. настоящего "кафедрального собора". Первые земледельцы, поселившиеся в Эриду, воздвигли недалеко от моря на песчаном холме квадратное святилище (храм – XVI, т.е. самый древний, за 5000 лет до Р.Х. – С.Л.), площадью всего лишь 3 кв.м, он был выстроен из длинных, призматической формы сырцовых кирпичей. Помимо этого напоминания о своей набожности, первые поселенцы не оставили, по-видимому, после себя ничего, кроме расписанной керамики и нескольких глиняных бусинок. В результате седьмой перестройки святилище превратилось в обширный храм (храм – XI), хранивший высокочтимые остатки более древних святилищ (Гордон Чайльд, Древнейший Восток, 1956 г., стр. 180).

Эриду был священным местом первых адамитов, ведь там был возведен первый на земле храм, это сохранилось и в названии поселения – Иер-Иду (Иер – священный, фонетически перешедшее в "Эр"). В то же время, по свидетельству древнейших клинописных записей, Эриду был еще и столицей "допотопных десяти царей", последний из которых – Ной – Ут-Напиштим по вавилонской терминологии. При Ное и случился Потоп, описанный в тех клинописных табличках. Трудно усомниться, что "десять допотопных царей" – и есть десять допотопных патриархов, от Адама до Ноя.

Все данные свидетельствуют о том, что именно Эриду из трех самых древних городов: Эриду, Ур и Обеид – был первоначальным поселением Адама.

Клинописная запись назвала десять допотопных патриархов царями. Не в терминах дело. Оба понятия – старейший в роде или царь, близки по смыслу, но важно то, что Эриду назвали столицей первого царя, первого старейшего в роде Адама.

Думая, что слово и понятие "царь" появилось значительно позднее, когда люди размножались, когда появились города и области, понятие "царь" отнесли и к первым старейшинам первого человечества.

Адам был патриархом всего допотопного человечества, его верховным вождем и старейшиной, его "царем", но был ли он первым первосвященником? Видимо, нет. Ведь первое Богослужение началось только при сыне Адама Сифе.

У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя Энос, тогда начали призывать имя Господа (Бога)" (Быт, 4, 26).

Адам не считал себя достойным после грехопадения, после того, как из-за него с человечеством произошла катастрофа – призывать имя Господа от лица всех людей.

Первоначально Адам, Авель и Каин совершали жертвоприношения. При Сифе это сменилось общественным призыванием Господа Бога – общим пением гимнов Богу, соединенным с тем же жертвоприношением. Жертвоприношения служили прообразом заклания за грехи мира Вечного Агнца. Интересно отметить, что обычай приносить жертвы существовал в древнем мире у всех народов. Сиф первый поднял руки к Небу как первосвященник за весь род людской, тогда еще очень малочисленный. Именно Сиф устроил первый общественный жертвенник, алтарь Богу.