СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ

Иосиф Флавий, родился в 37 году. В 66 году он написал «Иудейские древности». В них есть такой абзац: «Около этого времени жил Иисус, мудрый человек, если только справедливо назвать Его человеком, ибо Он совершал чудеса и был учителем мужей, радостно принимающих истину. Он привлек к себе множество людей из язычников. Он был Христос. Когда Пилат по наущению начальников, правящих среди нас, осудил Его на распятие, то любившие Его сначала отказались от Него, ибо Он явился к ним живым на третий день, согласно предсказаниям пророков, говоривших и об этом, и о 10000 других чудес, связанных с Ним. Племя же христиан, получивших от Него свое имя, живо и до сих пор».

Светоний, римский историк, пишет историю императора Адриана. В его сочинениях встречается такая фраза: «Поскольку евреи постоянно устраивали беспорядки по научению Хрестуса, он (Клавдий) выслал их из Рима».

Плиний Младший пишет: «Они утверждали, однако, что вся их вина (т.е. христиан) или заблуждение состояли в том, что они имеют привычку собираться по определенным дням засветло и распевать различные гимны Христу как Богу, а так же произносить Божественную клятву, не призывавшую ни к каким злым целям, но лишь к тому, чтобы никогда не обманывать, не воровать, не изменять супругу, не лгать и т.д.»

Сейчас издана в Москве книга, которая называется «Христос в документах истории». Там эти и другие исследования, серьезные академические исследования с комментариями, с толкованиями.

Кстати, Талмуд, сообщая об Иисусе Христе, говорит: Иисус, сын Марии. Это удивительно для еврейской практики. Это современный иудаизм почему-то стал считать родство по материнской линии, но те, кто читал Ветхий Завет, знают, что Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова и т.д. Родство шло по мужской линии. Женщина в то время воспринималась как некая земля, в которую бросалось семя. Если в разную землю бросить одно и то же семя, появится один и тот же росток. Поэтому, естественно, мужчина – это тот, через кого передается род, а женщины могут быть разные. Поэтому женщины, как правило, не упоминаются. И вдруг пишется: Иисус, сын Марии. Налицо совершенная противоположность всем остальным принципам иудаизма. Они тут же пишут, что отец Его был неизвестен, видимо, Она Его где-то нагуляла. По-видимому, с каким-то римским легионером по имени Пантера. Вот такая у них была гипотеза.

А насчет рождения Спасителя от Девы можно вспомнить пророчество, которое было дано после изгнания Адама и Евы из рая. Пророчество было дано не человечеству, а сатане, когда Бог сказал: «И вражду положу между семенем твоим и семенем ее». Извините, какое семя у женщины? Семя может быть только у мужчины. Любому взрослому человеку известно, что человек рождается от мужского семени. А здесь вдруг: «Вражду положу между семенем ее и семенем твоим», т.е. спасение идет от Девы без участия какого-либо мужского начала.

Рождество Христа - факт исторический, ибо исследование того, что было написано в Евангелии показывает, что исторические события – правление Тиберия, Ирода и т.д. – все совпадаю, т.е. с исторической точки зрения Евангелие отвечает всем необходимым требованиям. Там нет никаких исторических натяжек, что опять же может показаться странным, поскольку авторы Евангелий – это люди, друг с другом не общавшиеся. Марк писал в Риме, ученик апостола Петра, Матфей писал в Иудее вообще на другом языке – на арамейском или древнееврейском. Лука, ученик апостола Павла, писал в Риме, а Иоанн в Малой Азии – в Эфесе. Это не современный мир, где можно общаться по Интернету. Общение тогда, как сами понимаете, было совсем другим. Поэтому удивительное совпадение разных событий показывает, что эти события действительно имели место.

Ну а если предположить, что все эти события выдуманы, что сговорились эти четыре евангелиста и выдумали некую религию? Я уже как-то говорил вам об этом и сейчас призываю вас еще раз поразмышлять: возможно ли выдумать именно такие события, а не другие? Любой человек, который исследует Евангелие с художественной точки зрения, отмечает удивительное соответствие жизни. Он отмечает, что лица, описанные в Евангелии, чудесным образом соответствуют жизненным реалиям. Если бы человек выдумывал религию, то неужели бы он сказал, что Бог может сомневаться, может испытывать голод, как Иисус после 40 дней поста в пустыне, что Бог может покинуть Сам Себя, как на кресте возопил Христос? А о себе апостолы что написали? Что они предали Христа, что они убежали! Ну ладно, кто знает, мало ли что там было. Напишу, что я такой смелый, защищал Христа. Но нет, евангелист пишет правду, потому что понимает: хоть свидетели и умерли, но Бог-то видит всегда, причем важно даже не то, что Бог видит, но против истины нельзя идти, если истина имеет священный характер.

Все Евангельские события удивительно жизненны. Я уже обращал ваше внимание: 2000 лет существует Евангелие, сколько было противников, сколько бы сил не ополчалось! Каким нужно быть гением, чтобы выдержать 2000 лет нападок! Исторические, филологические, географические - какие только аргументы не выдвигались! Но или все человечество сошло с ума, продолжая верить в реальность этих событий, или ученые сговорились, что здесь нет ничего противоречащего ни истории, ни географии, ни ботанике – ничему, или (что гораздо легче предположить) евангельские события истинны. Не может появиться такой гений, который выдержит атаку всего человечества на протяжении двух тысячелетий. Никакой самый гениальный человек не способен на это.

Реальность и богооткровенность событий Нового Завета подтверждается и наличием откровений, пророчеств в Ветхом Завете. Связь этих двух книг очевидна для любого христианина. Первое пророчество, о котором я вам сказал, – это пророчество, которое дано было сразу после грехопадения (в 3 главе книги Бытия). Макдауэлл насчитывает 60 пророчеств. Наиболее интересное для нас с вами: пророчество Исаии: «Се говорю, Дева во чреве приимет» - Рождество от Девы; пророчество Михея: «И ты Вифлеем, из тебя произойдет Тот, Который должен быть владыкой Израиля», но, пожалуй, самое удивительное пророчество – это пророчество Даниила. Пророк Даниил говорит: «Итак знай и разумей, с того времени как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима до Христа Владыки – 7 седмин и 62 седмины. И возвратится народ, и отстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении 62 седмин предан будет смерти Христос и не будет. И святилище будет разрушено... И до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина. А в половине седмины прекратится жертва и приношения, и будет мерзость запустения”. Удивительное пророчество.

Я говорил, как относились древние евреи к книгам своих пророков. А ведь книга Даниила написана не после евангельских событий, чтоб можно было сказать, что здесь подтасовка, нет. Книга написана за несколько столетий до Иисуса Христа. Седмина – это семь лет. Это древнееврейская единица измерения: шесть лет работай, а седьмой год посвящай Богу. 62 и 7 седмины – это время, через которое появился Христос, Который, как сказано, будет предан смерти и не будет – парадоксальная фраза. А после этого будет разрушение храма иудейского и на святилище будет мерзость запустения. Все пророчества с точностью до года совпали: и половина седмины – три с половиной года пророчества Иисуса Христа и время Его Распятия и Воскресения, и время разрушения храма, время восстания, т.е. иудейской войны - все совпало.

Эти пророчества действительно показывают, что Ветхий Завет – это поистине богооткровенная книга. Эти факты невозможно объяснить иначе, только лишь сверхъестественной, превышающей логику природой откровения. Такие же пророчества говорил Иисус Христос и о Себе: «Я разрушу храм и в 3 дня созижду его», и другие пророчества, которые хорошо известны любому человеку, читавшему Евангелие. Все говорит о том, что это реальные события, имевшие под собой сверхъестественную основу.

Насколько можно говорить о реальности Воскресения, главного положения, описанного в Евангелии? Иногда делают такую слабую попытку уступить: да, эти события были, был человек Иисус Христос, может быть, звали Его так, как Булгаков пишет, Иешуа Га-Ноцри. Был хороший мудрый человек, учивший доброте, любви, потом Его распяли, но поскольку Его все очень любили, то захотели, чтобы Он воскрес, и создали миф о Его воскресении. Здесь я сам удивился, читая книгу Макдауэлла, поскольку это серьезное научное исследование. Автор цитирует очень много книг. В наше советское время, если появляется книга, посвященная исследованию Евангелия, это гадость. На Западе, в США исследователей Евангелия пруд пруди. Подобных книг там сотни тысяч. С каких только точек зрения не исследуют! Например, смерть Иисуса Христа. Действительно ли правильно описывают апостолы Его смерть? Врачи читают, изучают, причем налицо такой подход: а может выдумали все это? Вот мы сейчас прочитаем и скажем, что этого не было. Вот как там описано все: время, предварительное бичевание Христа, то, как Он нес крест, в каком часу Он был распят, в каком часу Он умер, что потом произошло, когда пробили копьем ребра и когда из ребер вытекли вода и кровь – все это исследуется с медицинской точки зрения. И врачи в один голос приходят к выводу, что описано абсолютно правильно. Даже то, что из раны вытекли кровь и вода, означает, что абсолютно правильно показано, как наступает смерть от распятия. Если бы была иная смерть, скажем, от удушья, то вытекла бы только лишь вода. Если бы убили копьем, вытекала бы только кровь. А распятие приводит к тому, что это одновременно и удушье, и разрыв сердца. При разрыве сердца образуется вода, которая вытекает. Кровь вытекла не толчками, а просто написано: вылилось. Если бы Он был жив, и Его убили копьем, то кровь вытекала бы толчками. Но в этом случае она вылилась, потому что Он был уже мертв. Это правильно описано.

Я еще раз повторяю: все описания отвечают абсолютно всем критериям. С любых сторон пытались опровергнуть Евангелие: с врачебной, исторической, филологической, т.е. с любых сторон абсолютно достоверно все описано. Как происходило бичевание? Археологические раскопки показали, каким образом происходило бичевание. Они открыли эти знаменитые римские девятихвостые плети. Что они собой представляли? Это плеть с девятью разделяющимися концами, на каждом конце или острый кусок кости, или кусок металла. Римские солдаты отличались своей жестокостью – это ни для кого не секрет. Бичевание было не такое, как несколько ударов палкой, это было такое бичевание, когда куски мяса вырывали просто до кости.