Православие и современность. Электронная библиотека.-Иаков Амфитеатров-Беседы об отношении Церкви к христианам-По благословению

Знаем, что ежедневный звон церковного колокола часто в многолюднейших городах раздается, как в безлюдной пустыне, и немногих собирает в храм Господень, потому что все бывают заняты делами своей мирской жизни. Церковь, уступая житейским требованиям своих воспитанников и не желая насильно прерывать их занятия, с мудрою заботливостью поспешила назначить особые дни для общественных молитв и поучений и отличила сии дни особою же торжественностью. Отсюда ее воскресные дни – времена общественно-церковного учения нашего еженедельные. О субботе еврейской заповедал Господь Бог израильтянам: шесть дний делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седмый суббота Господу Богу твоему (Исх. 20, 9–10). Сия же заповедь осталась во всей силе и в мире христианском, с тем только различием, что день субботний получил название дня воскресного и дня Господня. Шесть дний делай и сотвориши в них вся дела твоя. Поверьте, братие мои, как бы ни были мы трудолюбивы для плоти, сколько бы ни были обременены обязанностями и попечениями житейскими, но в шесть дней каждой седмицы, данных нам Господом и Его Святой Церковью для семейных и общественных занятий, мы совершенно можем не только утрудить себя до изнеможения, но успеем до сытости насладиться забавами и увеселениями света. Ах, зачем же заботы житейские часто и седьмой день отнимают у Господа Бога и у нашей души? Зачем суета и многопопечительность светская часто и краткое время Господне делает временем языческих забав и потешений?

Церковь, желая вознаградить наши утраты душевные, назначает еще иные времена для нашего спасения и назидания. Таковы времена ее постов, которые она прямо называет временем Божественных поучений. По-надлежащему каждый из нас обязан все четыре поста церковные посвящать на церковное учение, на говение, молитву общественную, принятие святых Таинств Покаяния и Евхаристии. Но и здесь чадолюбивая матерь наша более соображается с нашими слабостями, нежели со строгостью своих правил. Она знает, что одни сословия в обществе более имеют досуга весною, другие летом, иные осенью и зимою; поэтому она установила посты весенние и летние, осенние и зимние. Если не имеем времени (но кто же из нас не имеет его?) посещать храмы Божии в продолжение всех постов, Церковь допускает нам избрать один какой-либо; она радуется и тому, когда мы хотя одну седмицу какого угодно из ее постов уделим на собственное спасение и поучение.

Наконец, самые удобные для всех и наилучшие для каждого времена церковно-общественного наставления суть праздники святые, которые Церковь установила для нас. Говорю «наилучшие», потому что в них Церковь установила для нас все, что только может привлечь и занять воспитанников: важность и святость предметов с духовною приятностию и священностию выражения, простоту с велелепием, благоговение с восторгом, празднество с назиданием, душевную пользу с высоким духовным услаждением. Торжества мира стараются затмить славу и великолепие торжеств церковных, зрелища света силятся увлечь детей церковных от лона святой матери их, но мы всегда можем сказать и этим торжествам, и этим зрелищам: «Посмотрите, где бывают собрания многолюднее, наслаждения чаще и прочнее, восторги умилительнее и живоноснее: у вас или у Церкви, когда она совершает свои великие праздники? Спросите у самих поклонников ваших, что скорее утомляет и наводит скуку на самых жарких ревнителей ваших: вы ли или торжества святой матери-Церкви? Откуда выходят дряхлые и больные, с потемневшими очами, с бледными и увядшими лицами, с расстроенным телом и душою: из ваших ли собраний или из собраний церковных?..»

Впрочем, я совсем не намерен славу торжеств церковных оспаривать у славы торжеств мирских. Я стараюсь только объяснить, что Церковь показывает истинно Божескую любовь, истинно глубокую мудрость и вместе материнскую снисходительность к нам для общественного воспитания нашего. «Не можешь ежедневно посещать мои храмы,– говорит она каждому из нас,– приходи чрез каждые шесть дней; посети меня в большие праздники мои. Целый год провел ты вне двора моего и не хотел слушать от меня, как должно, молитв и поучений, удели хотя три или четыре дня в году на очищение и просвещение себя пред моею Пасхою и прииди вместе со мною в день Пасхи моей насладиться пиром веры. Даже и это столь редкое посещение возвеселит меня и покажет, что ты не вовсе оставил меня, не совсем забыл матерь свою». Поистине Святая Церковь есть истая богоучрежденная матерь наша по долгу общественного воспитания нашего и по святому исполнению сего долга. Аминь.

Беседа шестая. О предметах церковно-общественного воспитания христиан

Начиная беседовать с вами, братие христиане, о том, что Церковь есть матерь наша по долгу воспитания общественного, я сказал, что она определяет предметы для сего воспитания. Посему я должен теперь рассуждать о предметах церковно-общественного воспитания нашего. Не поскорбите, ниже посетуйте, возлюбленные, что любовь моя к Церкви Божией и к вам часто заставляет меня вопиять во уши ваши. Вам не более труда слушать меня, нежели мне говорить.

Чему учит нас Святая Церковь? «Чему я могу научить вас,– говорит святой Златоуст своим современникам,– когда вы единожды или только дважды в году приходите ко мне во храм Божий? О чем буду беседовать с вами: о душе ли или о теле, о бессмертии ли небесном? Или о муке, или о геенне? О долготерпении ли Божием, о покаянии ли и о прощении, о крещении ли и отпущении грехов? О мирах ли горнем и дольнем, о естестве ли человеческом, об ангелах ли? О злодействе ли демонском и кознях диавольских, о обхождении ли и поведении нашем? О догматах ли, о правой ли вере, или о извращенных ересях? Ибо все сие, и еще гораздо больше сего, христианин должен знать и на все вопрошающим ответствовать. А вы ни малейшую часть сего познать не можете, единожды, да и то небрежливо и для обычая празднества паче, нежели для благоговения душевного, приходя в храм» (Свт. Иоанн Златоуст. Слово в день Богоявления).

Я привел жалобу вселенского учителя на его современников не для того, чтобы жаловаться на христиан нынешнего времени за холодность к храмам Божиим, но для того, чтобы показать, какому множеству истин старается Церковь научить нас и как важны ее истины. Они важны потому, что они объемлют все не только необходимое, но даже полезное и священноприятное для нас. Вникайте в круг действий церковных, в состав Божественных служб, наблюдайте ход и порядок оных. Пред вами, братие, постепенно будут раскрываться великие области предметов повествовательных, истин глубокого созерцания и святой деятельности, естества и общежития, так как учительница – вселенская Святая Церковь – старается преподать нам в отношении к своим предметам и ведение, можно сказать, вселенское. У нее есть для нас знание историческое, то есть повествование о бытии и жизни мира и человеческого рода, есть знание догматическое, то есть учение о таких предметах, которым должны мы несомненно веровать и которые должны живо принимать без всякого исследования, потому что здесь самое глубокое исследование ума человеческого ничего не поможет. Есть знание практическое – учение о том, как мы должны жить, что должны делать и чего не должны делать; есть знание опытной житейской мудрости, или практическое любомудрие. Наконец, в Церкви Божией есть такое знание, какого никакая наука в свете не преподает и не может преподавать,– есть знание пророческое.

Знание историческое

Вы очень легко можете получать оное, слушая дневные уроки, или чтения Церкви, из повествовательных книг ветхозаветных, из Евангелий Господа Иисуса, из Деяний апостольских, из жизнеописаний святых Божиих, предлагаемых вам в Прологах и Четиих-Минеях, равно как в церковных стихирах и канонах. Если хотите знать в связи и живом изображении историю своего Искупителя, посещайте храм Божий в Страстную седмицу. Если желаете ведать повествование о начале и чудесном распространении христианства во всех концах вселенной, слушайте Деяния святых апостолов в ночь перед Пасхою. Вам нужно знать всецелую судьбу мира и человеческого рода, представленную не только повествовательно, но как бы в самой действительности,– войдите в храм Господень в тот день, когда Церковь совершает плачевное воспоминание о падении праотцов наших; посещайте сей храм от недели Сыропустной до недели Всех святых – пред вами откроется ряд происшествий, одним концом утвержденный в раю земном, другим в раю небесном, начинающийся первыми минутами творения, оканчивающийся тем великим временем, когда вся вселенная составит единую Церковь небесную и будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 28). «Вы узрите,– говорит Святая Церковь,– како от Него создани быхом и от пищи райския изгнахомся... како же Сын и Слово Божие, преклонив небеса, сниде и нас ради бысть человек... како же пострада и воскресе, и на небеса взыде паки, и Духа Святаго посла святым Своим учеником; что же паки божественнии апостоли благодатию Пресвятаго Духа содействоваша, яко от конец святых всех вкупе собраша проповедию, наполняюще вышний мир» (Триодь постная. Синаксар в Неделю мытаря и фарисея). Где найдете вы повести важнее сих повествований Церкви? Может быть, вы скажете: «Церковь не преподает истории всемирной, или так называемой всеобщей»? Не преподает; но почему? Во-первых, потому, что знание такой истории решительно не для всех необходимо; во-вторых, потому, что в ней весьма многое служит одному любопытству, а Церковь ничего не предлагает для простого и праздного любопытства.

Знание догматическое