St. Luke of Crimea

Проникнитесь пониманием великой жизненной правды ответа Авраама. Она заключается в том, что люди, превозносящиеся умом, веруют только в то, что соответствует их желаниям и похотям. Пусть услышанное ими будет совершенной басней, но если она соответствует их душевному устроению, они непременно поверят. Ведь такие люди ищут не правды, а того, что льстит им. Отвергающие существование духовного, не признают ничего, что свидетельствует о духе. Все чудеса им противны: какими бы явными ни были чудеса, люди не приемлют их в свой ум, в душу. Какие бы проявления высшей духовности ни видели бы они своими глазами, все равно не поверят, потому что не хотят верить, заранее все отвергнув. Так, если даже мертвые воскреснут, и придут, и расскажут что-нибудь,– никому не поверят, прогонят прочь, чтобы не слышать то, что для них неприятно.

А все вы, имеющие искреннюю веру, глубокую любовь ко Господу, ко Святой Троице, разве нуждаетесь в том, чтобы воскресли мертвые явились засвидетельствовать верность слов Христовых? Нет, вам довольно того, что вы слышали их от Него Самого. Из этой притчи мы выносим веру в то, что существует загробная жизнь, ибо Сам Христос рассказал о ней, проповедуя о том, как наказан бессердечный богач и как утешен несчастный Лазарь.

Господь указал нам христианский путь, узкий и тернистый, который один лишь ведет в царствие Божие. Если постигнут вас горе и нужда, до некоторой степени подобные бедам нищего Лазаря, несите их кротко и смиренно, как нес Лазарь. Не завидуйте богатым, будьте довольны тем, что имеете. И если так будете жить, презирая сребролюбие, золото, если решитесь пойти тяжелым путем, то поможет вам Господь Иисус Христос, ибо Он любит и жалеет нас, Он поддерживает крест тех, кто несет его терпеливо, с покорностью Богу. Аминь.

13 ноября 1949 года

С благодарностью принимай все, что посылает Господь

Слово на Евангелие от Луки,

гл. 17, стихи 11-19

На каждом благодарственном молебне в назидание нам читается Евангелие, где говорится об изцелении Иисусом Христом десяти прокаженных и о том, как неблагодарны оказались девять из них (см. Лк. 17:11-19).

Чудо, совершенное Господом, было величайшем благодеянием для несчастных прокаженных, ибо эта болезнь – одна из самых страшных и очень заразных. От нее люди умирают, заживо сгнивая, и потому в древнее время прокаженных изгоняли из городов и селений, они не смели близко подходить к людям и издали просили милостыню. И ныне несчастных прокаженных изолируют в отдаленные лепрозории, где они остаются до самой смерти.

Итак, исцеление от Господа получили десять прокаженных, но только один, самарянин, возвратился к Иисусу Христу, поклонился Ему в ноги и слезно благодарил. Заметьте, это был не иудей, а самарянин, чуждый народу израильскому.

И я, прожив долгую жизнь, с горечью убедился в том, что многие из людей, чуждых христианскому миру, гораздо более благодарны за мои врачебные исцеления, чем русские и даже православные.

Тяжело было и Иисусу Христу видеть неблагодарность иудеев. Но Господь только тихо и кротко укорил их вопросом: Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И обратился к благодарившему Его самарянину: Встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17:17-19), воздав за его веру спасение вечное.