St. Luke of Crimea

Но разве ничего не значат профессорское звание и научные заслуги? Да, в очах Божиих это весьма мало стоит, ибо для Бога велико и свято только смиренное и чистое сердце, а гордость Он ненавидит. Все мы убоги и несчастны, ибо смирения у нас очень мало. А если смирения не имеем, значит, нет у нас ничего.

Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом (Гал. 6:4). Испытывать свое дело – значит остановиться в своем безудержном стремлении вперед и обдумать: «Туда ли я иду, куда надо? То ли дело делаю, которое истинно благоугодно Богу? Нет ли нечистых побуждений в душе, во всем устройстве жизни нашей?»

Что значит иметь похвалу только в себе, а не в другом? Если человек с глубокой верой и смирением рассмотрит все дело своей жизни, то обнаружит много недолжного, то есть того, что творил из побуждений суетных, из самолюбия и самопревозношения. Но если он идет путем Христовым, тогда найдет и нечто доброе, и в этом добром – похвалу свою, будет радоваться этой похвале и не станет искать себе похвалы от других. Ибо каждый понесет свое бремя (Гал. 6:5), склонив гордую голову перед Богом.

Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6:8). Человек, живущий страстями, все умение, все силы ума и воли направляющий к угождению плоти, сеет труды свои в плоть свою. Сеющий так, пожинает тление, ибо плоть истлевает, а дух, который был подчинен ей, остается бессильным, неспособным к жизни вечной. И все дело жизни такого несчастного человека истлевает подобно плоти его. Сеять в дух – значит заботиться о семенах добродетели: о семенах смирения, милосердия, любви к ближним. Взращивая их в душе нашей, пожнем жизнь вечную.

Делая добро, да не унываем (Гал. 6:9). Тот, кто идет за Христом путем добра, путем тернистым, будет гоним. Однако не надо унывать: хоть нас и будут преследовать, будем настойчиво творить добро, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем (Гал. 6:9), плоды своих трудов, угодных Богу.

Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6:10). Пока есть еще время земной жизни, будем помогать ближним своим, всем, с кем сталкивает нас жизнь, особенно же тем, кто, подобно нам, возлюбил Господа, кто всем сердцем уверовал в Него, нашим братьям и сестрам во Христе. О них в первую очередь наша забота, а после – и о всех прочих. Аминь.

6 октября 1948 года

Исполниться всею полнотою Божией

Слово на Послание св. ап. Павла

к ефесянам, гл. 3, стихи 8-21

Трудно понимать нам великие писания святого апостола Павла. Даже первоверховный апостол Петр находит, что в его писаниях есть нечто невразумительное (см. 2 Пет. 3:16). Великий святитель Русской Церкви, Феофан Затворник, написавший много чрезвычайно важных для Церкви книг, в том числе и толкование на все Апостольские послания, тоже говорит, что за мыслями святого Павла очень трудно уследить. А между тем в них содержится глубокая премудрость, великое сокровище Церкви Христовой.

Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия, благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово (Еф. 3:8). Смотрите: первоверховный апостол Павел, облеченный великой благодатью проповедания Евангелия, называет себя наименьшим из святых. Святыми же апостол в своих Посланиях называет вообще верующих и, говоря так, ставит себя ниже всех христиан.