St. Luke of Crimea

Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света (Еф. 5:8). Это говорит апостол о всех тех, кто, не зная Христа, не шел за Ним. Узнав же Его, начните вести себя соответственно: исполнитесь любви к ближним, следуйте истине и тогда будете сынами света. Этот свет будет исходить из вас, когда удостоитесь стать причастниками плодов Духа Святого, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине (Еф. 5:9).

Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте (Еф. 5:10–11). Все должны мы испытывать, ко всему прилагать евангельскую меру Христову, и, если не подходит под эту мерку, должны решительно отвергнуть, следуя только тому, что благоугодно Богу. А Ему приятны лишь милость и правда.

Мы не только не имеем права участвовать в бесплодных делах тьмы, но не должны и молчать, когда творятся дела беззаконные, когда слышим богохульства, надругательства над нашей верой. Апостол Павел велит не молчать, а обличать. Были великие люди, которые не боялись обличать самых могущественных людей. Не побоялся святой митрополит Филипп обличить Царя Иоанна Грозного, не побоялся юродивый Николай Новгородский поднести ему кусок сырого мяса. И когда Царь сказал: «Я православный, в пост мяса не ем», святой ответил: «Ты делаешь хуже – ты пьешь кровь человеческую». А наш язык не смеет шевельнуться, когда при нас поносят Господа.

Все же обнаруживаемое делается явным от света; ибо все, делающееся явным, свет есть (Еф. 5:13). От тех, кто живет во Христе, исходит свет, потому что дела их не требуют покрова тьмы, необходимой ворам и разбойникам. Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф. 5:14). Встань, не слышащий слов Иисуса Христа, пребывающий в духовном сне! Встань, поспеши, и осветит тебя Христос, и будешь истинным светом для всех, кто видит тебя и слышит.

Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы (Еф. 5:15–16). Путь Христов трудный и тяжкий. Идущим по этому пути не надо следовать первому порыву, страстному желанию, каждый свой шаг надо оценивать высшей меркой святости и правды. Всегда нужно дорожить временем, потому что дни лукавы, и не знаем, что будет завтра. Может быть, скоро мы уже не сможем так свободно идти, как идем сегодня. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия (Еф. 5:17). Нельзя ставить себе цели легкомысленно, но должно с рассмотрением намечать пути свои в этой короткой жизни, познавая во всем волю Божию.

Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом (Еф. 5:18),– так предостерегает нас святой апостол Павел от пьянства, свирепствующего вокруг нас. Помните его слова: исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу (Еф. 5:18, 19). Так поступали древние христиане. Кто же теперь непрестанно воспевает духовные песнопения? Вот как далеки мы от того, чтобы исполнять святые слова, хотя ясно чувствуем, что они спасительны и надо следовать им. Не смущайтесь средой, которая вас окружает, следуйте заветам апостола и будете светом среди тьмы. Аминь.

3 октября 1947 года

Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте

Слово на Послание св. ап. Павла,

к ефесянам, гл. 5, стих 11

Начало апостольской проповеди породило невероятный подъем веры и благочестия в израильском народе. Когда святые апостолы начали проповедь, они избрали диаконов и поручили им заботиться о столах, то есть о пропитании неимущих. Сами же желали пребывать в постоянной молитве и проповеди слова Божия (см. Деян. 6:2-4).

Самый пламенный из диаконов и архидиаконов, Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном (Деян. 6:8–9). Неверующие евреи, принадлежавшие к иноземным синагогам, начали возражать против его слов, но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил (Деян. 6:10). Тогда, в бессилии своем прибегнув к подлости, научили они некоторых сказать: Мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога (Деян. 6:11). Об этом они донесли в синедрион, куда повлекли Стефана, и все сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо Ангела (Деян. 6:15), озаренное Божественным светом, славой Духа Святого. Тогда первосвященник спросил Стефана по поводу доноса: «Так ли это?» В ответ святой архимандрит произнес очень длинную речь, напоминавшую многие события из ветхозаветной истории израильского народа. Он долго говорил, и спокойно слушали его (см. Деян. 7:1-50).