St. Luke of Crimea

И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие (Еф. 6:17). Наденьте духовный шлем, защищающий не от пуль, не от осколков, а шлем надежды на спасение, надежды на то, что Господь с нами и дал нам силу и власть побороть диавола. А что это за меч Слова Божия? Какова его сила? Апостол Павел говорит: Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4:12). Этим страшным для врага мечом мы можем творить чудеса. Слово Божие так бесконечно сильно и глубоко проникает в сердца людей, умеет так потрясать их, что иногда внезапно человек, погрязший во грехах и нечестии, вдруг преображается, пораженный его силой.

Такое всеоружие дал нам Бог для защиты от козней диавола. Неужели же не используем его и будем беспечны?! Приобрести его можно только одним способом – верой и молитвой к Богу, неустанным упражнением в добродетелях, стремлением всегда, изо дня в день творить и соблюдать все Его заповеди. Тогда, и только тогда будем не одни – вместе с нами против духов злобы поднебесных будет сражаться Сам Господь. Ибо для того Иисус Христос и взошел на Крест, для того и пролил Кровь Свою пречистую, чтобы дать нам всеоружие Божие. Аминь.

21 января 1951 года

Внемлите призыву Господа – смиряйтесь

Слово на Послание св. ап. Павла

к филиппийцам, гл. 2, стихи 3-11

Все Священное Писание пронизано призывами Бога к смирению: Так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий,– Святый имя Его: «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:15). Вот на кого Я воззрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим (Ис. 66:2), а не на гордых и возносящихся духом, от которых Он отвращает взор Свой святой.

Святой Исаия пророчествовал о Предтече Господнем Иоанне: Глас вопиющего в пустыне: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» (Ис. 40:3–4). Это сказано, конечно, не о горах каменных и не о холмах земляных,– это слово о людях, возносящихся перед Господом. Все кривизны, все неровности, все греховные изгибы путей человеческих должны были выпрямиться. Нужно было приготовить путь Господу, грядущему спасти мир.

И пришел Господь, и Слово стало плотью и обитало с нами (Ин. 1:14). Пришел Тот, Кто будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы Его нищетою обогатились (2 Кор. 8:9). Он был безмерно богат, – Он был Творцом и Властителем мира, все принадлежало Ему, и безмерная Божия слава была Его принадлежностью. Но Он отказался от такого богатства, от величайшей славы, принял зрак раба, пришел в мир как человек самый незнатный. Родился в вертепе для скота и был положен в ясли, и потом проводил самую смиренную и простую жизнь, был далек от всякого блеска и превозношения. И все это ради нас, чтобы мы нищетой Его обогатились (2 Кор 8:9).

Он учил покаянию, ибо приблизилось царство небесное (Мф. 3:2). Кто может покаяться? Только тот, кто смирится, кто познает безмерность своей греховности. Он призывал нас к смирению, ставя Себя в образец: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29).

Много раз Он учил нас, как надо смиряться: Кто из вас больший, будь как меньший, и начальствующий – как служащий (Лк. 22:26). Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом, так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:27–28).

Он предупреждал: Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23:12). И еще: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное (Мф. 18:3), ибо кто же смиреннее, если не маленькие дети, чуждые гордости и самомнения?