St. Luke of Crimea

Об этих несчастных и говорит Господь: Итак, если свет, который в тебе тьма, то какова же тьма? Если ты сам темен, тебя окружает великая духовная тьма, и ты все видишь в темноте, ибо не носишь духовного света в сердце и в уме. Таковы были книжники и фарисеи, и, обличая их после исцеления слепорожденного, Иисус Христос сказал: «Если бы вы были поистине слепы, то это еще не было бы бедой; но так как вы считаете себя зрячими, то горе вам, ибо не понимаете, что пребываете во тьме кромешной, и называете себя учителями народа, и беретесь учить людей» (см. Ин. 9:41).

Будем же всей душой тянуться к свету Христову, чтобы не объяла нас вечная тьма. Аминь.

15 июля 1945 года 16

Легко идти за Господом по тернистому пути

Слово на Евангелие от Матфея,

гл. 11, стихи 27-30

Все Мне предано Отцем Моим (Мф. 11:27) – такие слова мог сказать только Истинный Сын Божий, Бог и Господь наш Иисус Христос. Вся вселенная, все бесчисленные звездные миры, все попечение о Чинах Ангельских, о роде человеческом, все исторические события в жизни народов, весь Промысл о мире, о человечестве и последний Суд над людьми – все предано в руки Его Отцом. Он – Вседержитель, и недаром так называется, ибо все содержит в длани Своей. Не есть ли это самое ясное свидетельство из уст Иисуса Христа о Его Божественности!

И никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. 11:27). Вот второе свидетельство о Божественности Иисуса Христа: Он ни для кого не постижим, а непостижимым может быть только Бог. Он непостижим дотоле, доколе Сам Отец не благоволит кому-нибудь открыть, что Он есть Истинный Сын Божий.

Так было со святым апостолом Петром. Когда Господь спросил учеников Своих, за кого они почитают Его, блаженный Петр ответил: Ты – Христос, Сын Бога Живаго! Тогда Иисус сказал ему в ответ: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но мой Отец, Сущий на небесах (Мф. 16:17), а нелюди, не их разум.

Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф.11:28). Какие поразительные по дерзновению слова! Смеют ли уста человеческие сказать что-либо подобное? А Господь смеет. Он раскрыл Свои объятия, которые шире, чем от края земли и до края, и звал к Себе всех несчастных. Как много удрученных нуждой, согбенных старостью, сколько беззащитных, голодных, больных и обиженных, сколько страдающих от злобы сильных мира сего! Если собрать всех их с тех пор, когда были сказаны эти изумительные слова, и поставить плечом к плечу, то на земле не хватило бы места. И всех бесчисленных тру ж дающихся и обремененных призывает Спаситель наш, обещая им покой, которого так жаждут их души. О, Господи! Как Ты велик, как безгранично милостив, как всеобъемлюща Твоя любовь и как широки объятия!

Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:29). Без смирения и кротости нельзя идти за Христом, нельзя стать Его чадами и учениками. Иго мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:30). Все люди, желающие идти Его путем, должны понести это поистине сладкое бремя любви. Ибо кто возьмет его на себя, кто начнет исполнять заповеди Христовы, тот вскоре почувствует, что они невесомы. Почувствует, как изменяется его сердце, становится чистым, как изгоняется из него все греховное, и возблагодарит Бога за то, что возложил на него такое радостное бремя.

Эти слова, может быть, удивят вас, поскольку Господь сказал и то, что в мире будете иметь скорбь (Ин. 16:33); и святой апостол Павел вторит Ему: Все желающие жить благочестиво гонимы будут (2 Тим. 3:12). Да, Господь учил, что в царство небесное надо идти узким и трудным каменистым путем.